Актер Михаил Морозов рассказал "НН" о роли сериалов в отечественном кино

Актер Михаил Морозов рассказал "НН" о роли сериалов в отечественном кино

Актер Михаил Морозов уверен, что телесериалы помогли сохранить наш кинематограф

Воскресным вечером в переполненном зале Нижегородской филармонии Михаил Морозов, известный кино- и телезрителям по фильмам и сериалам «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона», «Гений», «Улицы разбитых фонарей», «Ленинград-46», читал «Жизнь господина де Мольера». Публика, замерев, внимала творившемуся на сцене чуду… На следующий день корреспондент «НН» напросилась на беседу к актеру прямо в гостинице.

Не самая главная роль

- Михаил Леонидович, страшно выходить один на один с публикой?

- Конечно! В некоторой степени это зависит от зала. Но все-таки моноспектакли – такая штука, знаете ли... Гораздо легче существовать в спектакле с партнером, с которым у тебя есть «договор», сложившийся во время репетиционного процесса, когда есть режиссер, так что ты прикрыт со всех сторон. А в моноспектакле партнер каждый раз разный – это зритель, и из всех проявлений актерского труда это, конечно, самый наитруднейший случай. Это вам не главная роль в драматическом театре!

- Известны случаи абсолютно провальных дебютов великих артистов сольного жанра: Александр Вертинский вышел, развернулся и ушел за кулисы; стал классикой  «Первый раз на эстраде» Ираклия Андроникова. А вы как дебютировали один на один с залом?

- Ой, ужасно. Кстати, это как раз и была «Жизнь господина де Мольера». Я его читаю уже 34 года. Да-а, этот дебют я помню. Это было на сцене Юсуповского дворца. Бедный зритель! Да и потом… сорок капель валокордина, которые не помогают, забывание текста, мысли «да что ты здесь делаешь и зачем сюда, в зал, эти несчастные пришли, и вообще скорее бы убежать». Но теперь засучиваешь рукава и думаешь: «Ну-ка попробуйте, попробуйте только не замолчать и не начать слушать, смеяться и сопереживать мне!».

Кстати, «Мольер» - один из моих немногих спектаклей, режиссером которого являюсь не я. Его сделал для меня Валерий Николаевич Галендеев - в течение долгих лет «правая рука» Льва Додина, педагог сценречи в нашем театральном вузе. Он уроженец Нижнего Новгорода, окончил Горьковское театральное училище. Недавно мы с шумом, с громом – как полагается – всем театром отмечали его семидесятилетие. Вчера я ему звонил, и до и после спектакля. «Жизнь господина де Мольера» - очень дорогой для меня спектакль, и я очень рад, что на земле Валерия Николаевича, в год его семидесятилетия, я представил битком набитому тысячному залу нижегородцев спектакль, который он сделал.

Нижний Новгород - это роскошь

- Видно, что вы неравнодушны к нашему городу…

- Я обожаю Нижний Новгород. Самый лучший город в России! Москву и Питер в расчет не берем: Москва – столица, а Питер – город нерусский.  А Нижний Новгород по пейзажам, по кремлю, по размаху, по чудесным своим старым улицам вполне может быть столицей России.  Я порой бываю здесь просто для того, чтобы отдохнуть. Летом жил несколько дней в гостинице на Большой Покровской: гулял, катался на канатной дороге до Бора, заглядывал в чудесный русский ресторан, пробовал заглянуть в драмтеатр, но было закрыто...

- Выходит, вы – из немногих артистов, которые в поездках успевают еще и что-то смотреть?

- Смотреть - обязательно! Я для этого и езжу. Если есть возможность, обегу, обойду весь город! Нижний Новгород – это, конечно, роскошь, и видно, как он меняется в лучшую сторону. Вот только я вчера погулял по Ильинке и подумал: что же будет со всеми этими старинными зданиями? Наверное, какая-то программа сохранения исторического города должна быть. Прелесть Нижнего - в сочетании современных построек со старыми домиками. И еще: хочу попросить лично руководство города и области привести в порядок изумительную площадь Горького. Мухинский памятник гениален по всем статьям: трогательный, долговязый юный Горький стоит в балетной позиции и смотрит вдаль, держа за спиной кулак. А площадь неухожена…

Доснимались до шедевров

- Как вы относитесь ко вновь выходящей на экраны кинопродукции о Великой Отечественной на старые сюжеты? Не кажется ли вам, что эти фильмы снимают словно для другого зрителя?

- Я с большой настороженностью отношусь ко всем новым фильмам на старые классические сюжеты. Настораживает, действительно, то, что их снимают словно для какого-то мифического «нового зрителя».

Вообще я бы разделил большое полнометражное кино, которое снимается для проката, и малобюджетные проекты – сериалы и телефильмы. Тут в области художественного эффекта происходит интересная вещь. Если помните, в начале девяностых вместе со страной рухнули «Ленфильм», система проката и, соответственно отечественный кинематограф. И был момент, когда, царство ему небесное, Александр Петрович Капица удержал кадры. Стал снимать «Улицы разбитых фонарей» - да, мура собачья, чушь полнейшая, но кадры-то все остались – режиссеры, операторы, артисты, сохранились все цеха!

Я сам снимался там, и что кокетничать, мне нравилось! В итоге в области сериалов доснимались до того, что их образовалась просто прорва, среди них стали появляться очень хорошие вещи, и даже, простите, шедевры. Вот, например, недавно вышедший «Ленинград 46» - я, кстати, тоже там снимался, плечом к плечу с Гармашом. Затем «Ликвидация», «Оттепель»…

А взять ситкомы – отличный «Кто в доме хозяин» с моим учеником Андрюшей Носковым в главной роли? И так далее! Так что сейчас в сериалах работают прекрасные режиссеры, создавая что-то художественное, а у полного метра главная задача иная – набрать в прокате побольше денег, а раз есть коммерческая цель, значит, необходимы эффекты, беспроигрышная тема, раскрутка «звезд». И, когда берутся для развлекательного продукта «святые» сюжеты… Не трогайте сюжеты, которые не должно подвергать коммерциализации!

Навстречу будущему

- Приближается Новый год. Что будете загадывать под бой курантов?

- Я всегда загадываю одно и то же: чтобы все были живы и здоровы. Прошу сил для моих – людей, которых я люблю, и которые любят меня. Слава Богу, их немало, причем я имею в виду не зрителей.

Что касается Нового года, то с милым мне человеком в Большом зале нашей филармонии, в одном из красивейших залов мира мы послушаем концерт, на который вовремя купили билеты. Встретим Новый год. А днем сядем на поезд - и отправимся в Москву. У меня есть там свои люди, в Большом театре, где как раз второго января идет «Щелкунчик», открывающий фестиваль в честь 90-летия Григоровича. Два дня поболтаемся по обожаемой мною зимней Москве. 4 января вернемся в Питер, и этим же вечером у меня спектакль на сцене БДТ.

Мария ФЕДОТОВА. Фото Александра ВОЛОЖАНИНА.

Справка «НН»

Михаил Леонидович МОРОЗОВ - актер театра и кино, заслуженный артист России. Родился 17 июня 1962 года в Ленинграде. Окончил институт театра, музыки и кинематографии. С 1983 по 1987 год и с февраля 1990 года — в труппе петербургского ГАБДТ имени Г. А.Товстоногова. Преподает сценическую речь в вузах Санкт-Петербурга. В кино – с 1982 года (роли в фильмах и сериалах «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона», «Первая встреча — последняя встреча», «Гений», «Улицы разбитых фонарей», «Черный ворон», «Ленинград-46», «Чума»).

Следите за нашими новостями в удобном формате