Перемотанный скотчем, неистово сопротивляющийся чему-то, с отчаянием и яростью в глазах – молодой восточный мужчина, глядя с афиши спектакля «Эхо подвала», невербально готовил зрителя к непростому спектаклю.
27 февраля на сцене Дома актера была представлена экспериментальная российско-сирийская постановка «Эхо подвала» (Sada Al-Kabu) арабского режиссера Мадиана Альхеддо и нижегородских актеров.
На сцену - от войны
Мадиан Альхеддо родился 16 февраля 1983 года в Сирии, в городе Дейр Эр–Заур. С 16 лет увлекся театральным искусством и начал учиться в школе актерского мастерства, вскоре дебютировал на сцене.
В 2001 году он поступил в дамаскский университет на инженерно–механический факультет и, втайне от родителей, дополнительно поступил в театральный институт в том же Дамаске.
За 12 лет Мадиан сыграл почти в 40 спектаклях. Это были драмы, комедии, трагедии, детские постановки - играл в известных театрах по всей стране. С 2007 года начал участвовать в театральных фестивалях, которые проходили в разных странах, и не раз занимал призовые места.
В декабре 2014 года, спасаясь от войны в родной Сирии, переехал в Москву, а затем в Нижний Новгород. Сейчас Мадиан продолжает свое образование по специальности «инженер-механик» в ННГУ.
Чувствуйте и решайте сами
Вопреки первой возникающей ассоциации с темой нынешнего вооруженного конфликта в Сирии, спектакль не о войне и не о конкретной стране. Желание жить и быть счастливым - интернационально, а темы человеческих взаимоотношений, насилия над личностью и душой, не привязаны к календарю. Определить жанр постановки непросто: современная драма с элементами пластического танца, экзистенциальная психологическая фантасмагория или спектакль-исповедь? Да и место, где непосредственно происходит действие внутри пьесы, не определено. За неимением программки, списка действующих лиц и краткого содержания, зрителю предлагается самому решить, что каждый из пришедших в результате увидел. Может быть это подвал (следуя названию спектакля), в который помещён пленник, и в данный момент вся его прежняя жизнь перед смертью «проносится перед глазами»? Или это кабинет лечебницы для душевнобольных, ведь главный герой явно нездоров?
Центральный персонаж – человек без возраста и имени, от лица которого ведется мучительный монолог, сыгран двумя актерами: непосредственно режиссером - Мадианом Альхеддо и его сценическим альтер эго (светлой стороной души) – актером Русланом Кутлыевым. Нелинейное повествование постоянно меняется - из реальности, с пугающей угрозой от человека в мундире (Константин Еремеев) и санитара, действие перебрасывается в прежние времена. Из всполохов памяти можно схематично узнать о его родителях: мать (Полина Самойлова) и отец (Алексей Степанушкин) из разных социальных слоев общества, словно мстили друг другу, живя рядом. Единственный светлый луч – это любовь к женщине (Марина Замыслова), ставшей потом женой. Но этому возможному счастью не суждено было стать явью. История домашней тирании повторилась, словно по кругу, и в его собственной несчастливой семье.
Есть надежда на спасение
Спектакль идет на русском и арабском языках без устного перевода, написанного для зрителей «либретто» или субтитров, что очень усложняет понимание деталей драматургического конфликта. Только в финальном крике: «Я хочу жить!!!»,- происходит переход на русский. Даже в воссозданном на сцене безрадостном и страшном мире, вопреки всему мрачному, у главного героя еще осталась надежда на спасение.
Сидящим в зале нижегородцам, жалующимся на погоду, дороги, цены и прочее, напомнили - пусть порой излишне громко, нарушая наше внутреннее спокойствие, - насколько мелкие бытовые детали затмили главное: мы живы!
Ольга ПЛАКСУНОВА.