Едва научившись держать в ручонке стило, малюсенький человечек серьезно и с полной самоотдачей принимается за дело. На всем что ни попадя – на бумаге, обоях, клавишах пианино, а то и на страничках маминого паспорта он усердно и круглосуточно обозначает свою реальность.
Такое только снится
Мы, взрослые, называем это «каляками-маляками», а в сильно уважительном настроении отводим данному разгулу форм, красок и взаимоотношений местечко в малопонятной резервации «мир детских фантазий». Но будем честны перед собой: а не является ли наша жизнь и ее приметы – вечная погоня за успехом, миражи любви, призраки славы - чем-то поистине фантомным? А вот у ребенка все «понарошки» - подлиннее не бывает. Жуки ссорятся, кролики бегут ибо опаздывают, карты бьют друг друга, а то что мы называем волшебством – в порядке вещей. «Алиса в Стране чудес» – не «зачем» и не «о чем». Наверное, это взгляд не состарившегося взрослого на мир чудес, ворох зарисовок, репортаж из страны Чеширских Котов и Говорящих Роз.
Именно так и надо, наверное, воспринимать тюзовскую премьеру «Алисы в Стране чудес» - удивительный сон ребенка, в котором все божьи твари равноположены, а логическая система следует не из идей, но из связей слов, и посему вначале есть слово, рождающее многослойные смыслы.
Дважды решенный кроссворд
Коротко о премьере: полный аншлаг, зритель абсолютно разновозрастный. Самый первый показ оставил калейдоскопическое ощущение череды колоритных сценок, мелькающих в сознании Алисы. Каждые три-пять минут сцена радикально преображается, в том числе и благодаря использованию оптических иллюзий, а зрителям являются существа, одно другого удивительнее: ушастые, хвостатые, крылатые, странные – достойно иллюстрирующие Кэрролла, «сочиненные» художником по костюмам Натальей Симаковой.
- Поставить «Алису в Стране чудес» было предложением ТЮЗа, - рассказывает режиссер Карен Нерсисян. - Но я уже ставил «Алису» в Рязани, а для режиссера однажды поставленный спектакль – как разгаданный кроссворд, и проходить его по второму разу уже неинтересно. Я отнекивался, предлагал другие названия, но меня «дожали», и я согласился, в частности, потому, что материл объемный, с ним интересно работать: «Три поросенка» ставить по второму разу я бы точно не стал! А здесь получилась совершенно другая сценография, абсолютно другие костюмы и, кстати, принципиально иное распределение ролей. Если в Рязани играла молодежь, в нижегородском ТЮЗе в спектакле задействованы опытные «возрастные» актеры, и с ними я смог нырнуть в глубины смысла. У вас очень сильная труппа!
На грани шока
- У нас было всего 27 дней для того чтобы сделать спектакль, который оказался сложным во многих отношениях. Кстати, каждый актер (кроме главной героини), играет по две-три роли. Мало того, что надо успевать переодеваться, надо еще и очень быстро переключаться от одного образа к другому, чтобы персонажи получались разными.
«Были ли сложности в сценографии?», - спрашивают журналисты, впечатленные непрестанной «движухой» на сцене. «Да полно!», – говорит художник-постановщик Ольга Лагеда, а режиссер поясняет: едва увидев идеи по оформлению сцены, где непрестанно что-то выезжает, поднимается, опускается и прочая и прочая, он пришел в состояние шока, «потому что тут возможности отнюдь не Мариинки и не Ленкома». Но Ольга твердила одно – «здесь всё просто», и настояла на своем. В итоге было сделано восемь разных декораций, а цеха сработали просто великолепно, честь им и хвала!
Мария ФЕДОТОВА.
Кстати
Над премьерой работали: режиссер-постановщик Карен Нерсисян, художник-постановщик Ольга Лагеда, художник по костюмам Наталья Симакова, композитор Александр Шевцов. В ролях: заслуженные артисты РФ Александр Барковский и Анатолий Чухнов, артисты Владимир Берегов, Федор Боровков, Анастасия Волох, Артем Дубинин, Екатерина Дубинина, Татьяна Миронова, Ирина Страхова, Сергей Усов, Олег Фаттахов, Алексей Филиппов, Анна Энская.