Театр лечит не только душу, но и тело, жертвуя полученные за спектакли деньги тяжелобольным детям. Эта мысль стала главной в выступлении актера и режиссера Константина Хабенского, открывшего Первый межгороДЕТский фестиваль "Малая сцена большой жизни" в Кремлевском концертном зале.
Эксперименты без фейерверков
В фестивале, прошедшем на разных площадках в Нижнем Новгороде с 3 по 5 марта, приняли участие детские театральные студии Хабенского из разных городов России. Средства от спектаклей традиционно направляются в благотворительный фонд актера на помощь детям с онкологическими и тяжелыми заболеваниями головного мозга.
Перед открытием фестиваля Константин Юрьевич встретился с журналистами. Он подчеркнул, что фестиваль должен запомниться не фейерверками, а содержанием и что перспектива его пока не определена. "Это экспериментальный фестиваль, фестиваль-зачет, проверка на жизнеспособность того, что мы делаем", - сказал он.
Впрочем, региональная власть дает фестивалю "зеленый свет". Так, присутствовавший на встрече министр культуры Сергей Горин недвусмысленно обозначил позицию регионального минкульта: "Нижний Новгород как поддерживал, так и будет поддерживать работу Школы-студии Хабенского. Мы со своей стороны и региональная власть попробуем сделать эти фестивали традиционными".
Свой вклад в благое дело внесли меценаты, несмотря на то что фестиваль подготавливался в весьма сжатые сроки и ряд компаний просто не успел согласовать предполагаемые затраты с головными офисами. Помогли и просто неравнодушные люди. "Меня искренне поразила та ситуация, тот поступок, который совершил губернатор, выкупив 40 билетов для ветеранов на спектакль "Блокада", - отметил столичный гость.
Результат радует
- Константин Юрьевич, вы не раз говорили, что цель ваших студий - не подготовить актеров, а вырастить творческих, свободных детей. Если бы маленький Костя Хабенский попал в такую студию, стал бы он потом актером?
- Вы знаете, если бы маленький Костя Хабенский попал в подобную студию, я более осознанно выбрал бы эту профессию… либо более осознанно не выбрал бы.
- Вы могли бы пойти преподавать, например, в Школу-студию МХАТ. Зачем вам студии?
- Я занимаюсь этим потому, что мне это интересно. Если бы мне было не интересно, никакие коврижки меня в эту сторону не заманили бы. Занимаюсь я этим уже не первый год, и с каждым годом результат - не в смысле спектаклей, а развитие детей-студийцев - меня поражает. Я с ними немножко по-другому начинаю дышать. И меня радует, что я имею какое-то отношение к их формированию.
- Нижегородцы считают вас немного своим, потому что вы провели в Нижнем Новгороде очень много дней на съемках сериала "Метод". С каким чувством вы вспоминаете наш город и наших жителей?
- Да, я действительно провел здесь довольно много времени, и сейчас, когда проезжал по улицам, у меня в сознании начали всплывать какие-то памятные места, связанные преимущественно со съемками. Воспоминания, конечно же, самые хорошие, несмотря на то что мы все время работали и нисколько не отдыхали.
На своей шкуре
- Когда вы занимаетесь с детьми, вы рассказываете им о трудностях, о подводных камнях профессии?
- Когда разговор заходит об этом, конечно, рассказываю. Так или иначе, наши ребята - те, кто уже "созрел" и которые будут представлены в этом фестивале, - проходят некий этап, приближенный к выпуску профессионального спектакля. Они знают многие подводные камни, и им много чего рассказывать уже не надо. Может быть, когда дело доходит до каких-то совсем уже профессиональных вещей, мне приходится объяснять, что такое играть второй спектакль, третий и почему "третий - как первый" и так далее. Что означает кино, тоже приходится немножко подсказывать, потому что некоторые уже начали сниматься в художественных фильмах. Все остальное они сами проверяют на своей прекрасной молодой шкуре.
- Вы выходите на сцену в трех спектаклях. Как родилась эта идея и какая из этих ролей вам наиболее близка и интересна?
- Я бы вышел в большем количестве спектаклей, но у меня самого спектакль в Москве. В принципе они прекрасно справляются и без меня, я стараюсь не мешать. Идея возникла очень просто: мы решили, что, наверное, правильнее задействовать и меня - для того, чтобы привлечь большее внимание к этому спектаклю и сделать из него событие.
Что касается любимой роли, я не скажу, что мне в одном спектакле нравится больше, чем в другом. Я стараюсь ничего не испортить, это очень сложно, поверьте мне. Испортить спектакль, в котором играют дети для взрослых зрителей, очень просто, намного проще, чем постановку, в которой заняты взрослые артисты.
В ожидании ответов
- Вы говорите, что в вашей студии дети осознают себя не как актеры, а как личности. В каком возрасте вы осознали себя личностью, что вы - Костя Хабенский?
- Знаете, это самое последнее дело - сказать себе: "Да! Я - Константин Хабенский!" На этом все закончится, я вас уверяю. Конечно, в какие-то промежуточные этапы я останавливаюсь и задумываюсь над тем, что я сделал и что я делаю дальше.
- Почему именно Нижний Новгород стал площадкой для фестиваля?
- Потому что Нижний Новгород оказался готов к этому и выразил желание. Еще раз повторюсь, что это спектакли, в которых наши студийцы - можете называть их детьми - играют спектакли для взрослых. Там поднимаются вопросы серьезные. Я прошу подумать, готовы ли вы, уважаемые зрители, выслушать эти вопросы. И уж не говорю, готовы ли вы на них ответить...
- А вы знаете ответы на эти вопросы?
- Нет. Но я рад, что они задают их. И я вместе с ними пытаюсь отвечать.
Светлана ВЫСОЦКАЯ, Мария ФЕДОТОВА. Фото Александра ВОЛОЖАНИНА.
Справка "НН"
Константин Юрьевич ХАБЕНСКИЙ - российский актер театра и кино, общественный деятель. Родился 11 января 1972 года в Ленинграде. Народный артист РФ. Наиболее известен по ролям оперуполномоченного Игоря Плахова в сериалах "Убойная сила", "Агент национальной безопасности", а также Антона Городецкого в фильмах "Ночной дозор" и "Дневной дозор". Кроме того, сыграл в "Механической сюите", "Статском советнике", "Адмирале", кинолентах "Географ глобус пропил" и "Коллектор". Снимался в Голливуде: "Особо опасен", "Шпион, выйди вон!", "Черное море".