Перед развернувшейся русской душой никто не устоит, уверена певица. Явление феноменальное в отечественной музыкальной культуре: певица, поэтесса, композитор и… философ с дипломом МГУ. Ирина Богушевская работает в стиле, которому невозможно дать точное определение. Одни называют его "театральный джаз", другие - "театральный шансон", а третьи - "модерн-шансон".
Самое нежное - шепотом
Программа "Обнимая ветер" (с ней певица выступит в ККЗ 5 апреля) посвящена трем изящным искусствам: искусству любить, искусству прощать и искусству быть свободным. Любую композицию можно сравнить с мини-спектаклем: в ней есть завязка, эмоциональная кульминация и эффектный финал.
В эксклюзивном интервью "НН" Ирина Богушевская рассказала, как нашла свой путь создания новых песен - счастливых, тонких, интеллектуальных, вошедших в альбом.
- Ирина Александровна, у вашей новой программы и альбома, который презентуете в Нижнем Новгороде, очень метафоричное название: "Обнимая ветер". Что связываете вы с этим понятием?
- Мы действительно привозим новую программу, но презентацией альбома она не является просто потому, что этот альбом еще не записан. Все песни для него готовы. Но поскольку с каждым альбомом я провожу в студии по два-три месяца, это большая нагрузка и ответственность, сейчас мне надо как следует собраться с силами. Материал просто отличный, в нем очень много света и энергии, воздуха и полета. Поэтому программа получается "с вертикальным взлетом". И звучим мы совершенно по-новому.
- Ваши многие песни не вписываются ни в один жанр: они нечто особенное с утонченной мелодикой и изысканными стихами. Анна Ахматова однажды сказала: "Настоящую нежность не спутаешь ни с чем, и она тиха". Вы согласны с такой оценкой?
- Согласна полностью. Самые нежные баллады действительно почти шепчешь, а не трубишь, задравши хобот. Но вот насчет моих песен как раз не соглашусь: они просто замечательно ложатся на полочку "эстрада". Все без исключения! И баллады, и блюзы, и босановы, и романсы - на эстраде все имеет право на жизнь. И ничего не вижу плохого в этом жанре.
"Блатняком" замарали шансон
- За последние годы в жанре шансона уверенно заявили о себе Елена Ваенга, Петр Налич. Русский шансон полюбили даже в Японии: очень популярная там Ишибаши Миюки выучила русский, чтобы петь Вертинского и Козина. Как вы думаете, почему?
- Мне ужасно трудно говорить про российский шансон как про некое цельное явление. Потому что дико мешает наличие в этом жанре представителей блатной музыки. Я очень ее не люблю, и мне кажется, что группы типа "Лесоповала" или "Бутырки" просто испачкали это название.
Где "Бутырка" - а где Вертинский, Эдит Пиаф, Шарль Азнавур? А ведь для меня шансон - это именно про них. Это они пели песни, полные мелодий и смысла, полные души и чувства. И поскольку русская душа широка, в наших песнях это тоже, конечно, отражается - и завораживает. Только вспомните, как в семидесятые годы мир сошел с ума от песни "Дорогой длинною"! Я однажды решила спеть ее на сольном концерте в филармонии Люксембурга. В зале почти не было русских, и тем не менее в финале песни зал просто встал и устроил бешеную овацию. Потому что европейцу невозможно устоять, когда у русских душа развернулась - мы просто взлетаем и всех берем с собой.
Двойной перелом
- Где вы черпаете силы, чтобы выстоять в условиях жестокой конкуренции на нашей эстраде?
- Силы дает само любимое дело. Вот сейчас, в марте, у нас случилась ситуация: по всей Москве был страшный гололед, и перед большим сольным концертом в Доме кино я падаю и ломаю руку. Перелом двойной, сложный. Что делать? Отменять концерт? Думали-думали, и вдруг я поняла: а когда еще у меня в жизни будет шанс выйти на сцену с гипсом на руке и спеть "В темно-синем лесу, где трепещут осины…"? Все, кому я рассказала про эту идею, тут же начинали ржать. И мы приняли решение: так и делаем. Первое отделение, как запланировали, сделали лирическим. А в антракте я переоделась в рубашку и брюки, повязали мне галстук, на забинтованный гипс нашили сверкающих браслетов - и пошла на сцену. Народ рыдал! Слова "а нам все равно" пели всем залом! И второе отделение прошло на одном дыхании. Так и живем!
Мария ФЕДОТОВА, Владимир ШЛЫКОВ.
Авторы благодарят Александра Бениша за предоставленную возможность эксклюзивного интервью с певицей.
Справка "НН"
Ирина Александровна БОГУШЕВСКАЯ - певица, поэтесса, композитор. Родилась 2 ноября 1965 года в Москве. С отличием окончила философский факультет МГУ. Во время учебы играла в спектаклях студенческого театра. В 1993 году попала в автокатастрофу, на два года лишившую возможности заниматься музыкой. Широкую известность получили альбомы, написанные в творческом союзе с Алексеем Кортневым: "Книга песен" и "Легкие люди", "Детская площадка № 1" и "Детская площадка № 2" при участии поэта Андрея Усачева и композитора Александра Пинегина. Записывала песни на стихи Александра Вертинского совместно с Александром Ф. Скляром. Гастролирует с сольными программами в России и за рубежом.