«Прежде, чем начинать читать художественные тексты, я делаю для публики небольшую преамбулу в жанре, как выражается мой учитель Павел Евгеньевич Любимцев, «надобно заметить». В данном случае я объясняю, что американский юмор – это юмор положений, он несколько простоват, и надо принять это как данность».
Замечательный литературный концерт в рамках филармонического абонемента собрал в бальном зале усадьбы Рукавишников любителей словесности. Мария Чувилина, столичная актриса, читала Марка Твена и Стивена Ликока. Зал хохотал, успех был полный. Как тут было не подойти, не поспрашивать о смешном… и о вечном!
Попробуй-ка, расскажи анекдот!
- Мария, американский юмор бывает разный, не правда ли? Шутки «Полицейской академии» существенно отличаются от того, над чем смеется Марк Твен…
- Марк Твен – это юмор классический, а то, что нам сейчас подают, уже совершенно другое явление. Классика американского юмора довольно забавна. Не надо быть семи пядей во лбу, чтобы понять его; дети эти шутки очень хорошо воспринимают, хохочут невозможно (смеется) – да, наверное, он немножко детский.
- А что вам сложнее: заставить публику на концерте плакать или смеяться?
- Одинаково сложно, ведь необходимо по-настоящему включаться и выкладываться полностью. Но, как мне кажется, мне удается и то, и то.
- Приводит ли вас в замешательство просьба «Рассмеши меня! Расскажи анекдот!»?
- Да, конечно. Я снимаюсь в кино и могу сказать, что очень часто на кастингах просят именно рассказать анекдот, но тут мгновенно впадаешь в ступор и забывается абсолютно все… либо в голову приходит что-то совсем неприличное, что нельзя и произнести. Почему так происходит? Ну, наверное, волнение. Хотя, конечно, загодя думаешь, что сейчас пойдешь на кастинг, и вновь надо будет рассказывать анекдот, то есть иногда готовишься.
- В преддверии первого апреля не могу не задать вам тривиального вопроса о смешных случаях и розыгрышах. Любите ли вы подшучивать над знакомыми, особенно в День смеха?
- Нет, нет. Я первое апреля в этом смысле не очень воспринимаю. То есть повеселиться и посмеяться, конечно, могу, но специально разыгрывать людей, осуществлять какие-то приколы, «колоть» партнера по сцене, чтобы он неуместно захохотал в самый неподходящий момент - это не ко мне.
О профессиональных секретах и сложностях
- Вы более десяти лет работаете в московской филармонии «под крылом» Павла Евгеньевича Любимцева. Как он учит?
- У Павла Евгеньевича достаточное количество учеников – артистов, с которыми он режиссирует филармонические программы – и он отталкивается от личности, от психофизики актера, слушает своего подопечного и учит работать очень разнообразно, самыми разными красками. У него и у самого очень непохожие друг на друга программы, и меня он научил выбирать самый разный материал, показывать разные свои грани.
Его методика работы – деликатная, аккуратная, интеллектуальная, идущая, вместе с тем, не только от головы, но и от сердца – мне подходит. Мне кажется, у нас с ним идеальный творческий тандем... Не знаю, что он обо мне думает, но я его просто обожаю, и если представится возможность, буду работать с ним долго-долго.
- Как вы пришли в актрисы? Не увидела в вашей биографии нижегородского театрального училища, а как-то сразу: раз - и Москва…
- Да, в шестнадцать лет я уехала из Нижнего в Москву. Я не хотела учиться в нижегородском театральном училище, но вовсе не потому, что у меня какое-то к нему предвзятое отношение - нет, наоборот: я смотрела спектакли, ходила на День открытых дверей и было очевидно, что у нас очень хорошее училище, выпускающее хороших артистов. Просто хотелось в Москву.
«Как пришла в актрисы» - не знаю. Мои папа с мамой инженеры, и вообще у нас в семье нет «творческих людей». Наверное, какая-то бацилла в меня попала: вдруг, неожиданно, в двенадцать или тринадцать лет, сказала родителям, что хочу быть актрисой. И всё. И мама сказала, что надо что-то делать, и готовиться. Я училась в Академии Натальи Власовой, изучала там театральное мастерство и сценическую речь, а потом два года готовилась к поступлению у нашей великолепной актрисы и педагога Любови Павловны Ивченко и сразу поступила в Щепкинское училище. Я не верю в то, что сейчас можно поступить без подготовки, что ты, такой классный, весь из себя самородок, вдруг пришел, увидел и победил. Сейчас все готовятся…
- Общаясь с актерами, понимаю, что профессия ваша – не сахар. Отчего же так высоки конкурсы в театральные учебные заведения?
- Думаю, потому, что есть иллюзия того, что это легкий труд. Сейчас вообще идет какое-то поколение «Дома-2»: ты никто и звать тебя никак, но ты прекрасен, накачал себе губы и хлопаешь глазами в камеру, а тебе за это еще и деньги платят. Кому-то кажется, что ты успешно и прибыльно «торгуешь лицом», красивый, веселый, обаятельный и с ног до головы цветами обсыпанный. Да, киноактер получает за один съемочный день больше, чем люди многих других профессий, кстати, гораздо больше приносящие пользы обществу (улыбается). Но выпускников театральных ВУЗов очень много, а снимают почему-то одних и тех же…
Мария ФЕДОТОВА.
Справка «НН»
Мария Чувилина родилась в Нижнем Новгороде в 1985 году. Окончила Высшее театральное училище имени М.С.Щепкина (курс профессора Н. Н. Афонина).
В 2007 году стала артисткой Московской филармонии. Сейчас в репертуаре Марии Чувилиной девять разнообразных чтецких программ, семь из них - сольные. Мария регулярно с успехом гастролирует в России и за рубежом.
Работала в театрах Москвы, участвовала в антрепризных театральных проектах.
Активно снимается в различных кинопроектах («Лесник», «Анна-детективъ», «Последний мент», «Следаки», «Срочно в номер», «Кармелита. Цыганская страсть», «По следу зверя» и другие), занимается озвучанием и дубляжом, преподает ораторское искусство и сценическую речь.