На сцене Нижегородского кремлевского концертного зала выступил «российский пианист, который играл джаз с американским президентом» - Сергей Жилин. Вместе с «Фонограф-Джаз-Квинтетом» он представил большую роскошную джазовую программу с латиноамериканским уклоном, в которой нашлось место и вдохновенным соло, и плотному, слаженному ансамблевому звучанию. Украсили вечер вокалистки Ирина Братис и Марианна Савон, своей внешностью и манерой пения словно олицетворявшие на сцене встречу Старого и Нового Света.
Без дисциплины никуда
В антракте маэстро уделил несколько минут журналисту.
- Сергей Сергеевич, в этом году «Фонографу» исполнится 34 года. Интересно, много ли музыкантов из самого первого состава играет с вами сегодня?
- Из самого первого состава остался только один человек. Я.
- Не может быть! Ведь у «Фонографа» такая успешная судьба, столько концертов…
- Все складывалось и приходило постепенно. Первое выступление «Фонографа» было в составе диксиленда, и он был, скорее, любительский. Полноценно профессиональным, как сейчас, его трудно было назвать. И поначалу концертов было немного. Сейчас составов уже более 15 (от сольного выступления до эстрадно-симфонического оркестра), – и гастрольный график стал гораздо насыщеннее.
- Прочитала в одном из интервью, что вы – сторонник жесткой дисциплины в коллективе, ввиду чего вас даже называют иногда Карабасом-Барабасом…
- Это нормальная рабочая обстановка, без дисциплины-то куда? Мы стараемся создавать порядок и поддерживать его, иначе ничего хорошего в результате не будет. Дисциплина – это мост между вашими целями и вами. И я убежден в том, что в ней залог успеха.
- К слову о самодисциплине, вы, надо думать, регулярно занимаетесь музыкой, играете гаммы, этюды?
- Конечно, все наши музыканты, каждый на своем инструменте, ежедневно поддерживают форму. Чтобы оставаться профессионалом, нужно постоянно совершенствоваться. Музыкант – как и спортсмен – должен быть в форме, а это невозможно без регулярных занятий.
Учился на слух
- На саунд-чеке услышала, как вы играете боповые пассажи и подпеваете им, как это делал великий Питерсон.
- Бывает иногда, да… Но это скорее мешает. Играть бы хоть вполовину так, как это делал Оскар Питерсон – вот это было бы правильное заимствование у кумира! Он для меня является непостижимой и недостижимой вершиной джазового фортепианного мастерства
- Начало вашего увлечения джазом пришлось на 80-е годы. Джазовой нотной литературы в стране практически не было. На каком музыкальном материале вы учились?
- Очень много слушал, снимал материал на слух. В то время так делали все. Пластинки «Ленинградского диксиленда», Луи Армстронга, Оскара Питерсона, Раймонда Паулса – этот тот базис, на котором зиждется мое джазовое становление.
- Прочитала, что вы не окончили музыкальную школу. Это очень фатально для джазового музыканта – не иметь «корочек» даже о начальном образовании?
- В итоге-то «корочки» у меня есть. Но в свое время их отсутствие мне не особо помешало, потому что джазу я учился исключительно сам. Да, в Центральной музыкальной школе при консерватории имени Чайковского нам давали прекрасное классическое музыкальное образование. И годы учебы там, безусловно, стали идеальной основой для моего музыкального становления. Однако все, что касалось джаза, я постигал самостоятельно.
Дозволено почти всё
- Как вы думаете, почему в СССР запрещали джаз?
- Ну, как это, «почему»? Джаз был альтернативным искусством, который так же, как и рок, подразумевал и олицетворял – как всем тогда казалось – полнейшую свободу, которая человеку непосвященному казалась еще и полнейшей вседозволенностью в музыке. На самом-то деле в джазе есть свои достаточно строгие каноны – но при этом, действительно, хватает возможностей для самостоятельного творчества, для радикальных экспериментов с гармонией и формой, с мелодическим материалом, с возможностью выходить и играть соло, не записанные заранее. Это полностью расходилось с академическими воззрениями на музыку. Плюс соответствующая, порой даже вызывающая манера одеваться – вспомните «Стиляг» Тодоровского. Всё это, действительно, запрещали, но ведь то, что запрещают, особенно хочется попробовать…
Впрочем, джаз эры свинга в СССР вполне себе существовал в традиционном виде: Цфасман, Варламов, Утесов, в целом, принимались, и такой джаз запрещали меньше, чем тот же рок. Да, грубо говоря, это был эдакий «государственный» джаз, а Утесов, скорее - эстрадная музыка. Но в их репертуаре были совершенно гениальные произведения. А Дунаевский – так это вообще наш Джордж Гершвин. Одна увертюра к «Детям капитана Гранта» чего стоит! А музыка к фильмам «Весна», «Веселые ребята»! (наигрывает «Песню о стрелках» из «Веселых ребят»).
- Как поживает ваша коллекция галстуков?
- Прекрасно поживает, пополняется, хотя не так активно как в иные времена, да и хватит уж, наверное, сколько можно собирать. Не так давно у меня в гостях был Раймонд Паулс, и он все эти галстуки видел. На следующее утро звонит мне: «Сергей! Слушай! Я под невероятным впечатлением от увиденного вчера! Сейчас стою, смотрю на свои два галстука, и не знаю, какой из них надеть!».
Мария ФЕДОТОВА.
Справка «НН»
Сергей Сергеевич ЖИЛИН - пианист, дирижер, бэнд-лидер, аранжировщик, композитор и педагог. Заслуженный артист РФ. Родился в Москве 23 октября 1966 года. Учился в ЦМШ при Московской консерватории, откуда был отчислен за увлечения помимо музыки (авиамоделирование, футбол, ВИА). Поступил в студию музыкальной импровизации при ДК «Москворечье». Там дебютировал созданный им коллектив «Фонограф». Сегодня это - группа компаний, в которую входит и сам музыкальный коллектив, объединяющий многочисленные составы под управлением Жилина. «Фонограф» активно гастролирует по всему миру и участвует в самых рейтинговых телепроектах («Две звезды», «ДОстояние РЕспублики», «Голос», «Голос. Дети»).
(Автор благодарит концертное агентство «Ледаро» за возможность эксклюзивного интервью.)