15 апреля на сцене нижегородского Центра театрального мастерства (ЦТМ на ул. Варварской) произошло официальное открытие «Театра-студии Андрея Ярлыкова». Без фанфар, красной ленточки или запущенной вперед всех кошки, без своих стен, но с азартным желанием развития и роста!
История с продолжением
Театр – это не всегда отдельное монументальное здание, и не только административная единица в статистике учреждений. Студия - как творческое объединение талантливых людей, зараженных театром, как поиск себя и реализация сценических экспериментов. Благородная миссия из мечты начала воплощаться в реальность. В этот день была представлена премьера спектакля «Валентинов день» по пьесе Ивана Вырыпаева, поставленного заслуженным артистом РФ, режиссером Андреем Ярлыковым. Пьеса не раз ставилась в театрах страны и была экранизирована в 2007 году под названием «Лучшее время года». Сюжет ее основан на фабуле известной в семидесятые годы пьесы Рощина «Валентин и Валентина», в основе которой лежит история о первой любви и о препятствиях, чинимых окружением влюбленных. Вырыпаев вольно дописал историю, предложив вариант развития событий с теми же героями, но спустя сорок лет, после описываемых в советское время событий.
В спектакле заняты три актера: ученики Ярлыкова - студийцы Нижегородского студенческого настоящего театра (НСНТ при Нижегородском государственном архитектурно-строительном университете) Екатерина Шевшун и Юрий Гуляев, а также Алена Щеблева - актриса Нижегородского театра «Комедiя». Камерность сцены ЦТМ отлично подошла для исповедальной атмосферы постановки. Лаконичны декорации белого цвета: стол, стул, верхний помост, напоминающий захламленный чердак, дверь по центру - в комнату Валентины. В моменты рефлексивных воспоминаний действие переходит на открытое пространство, где есть фонарь и скамейка как символ парка… или вокзала – мест встреч и расставаний.
Жертва или палач?
Место развития основных событий - дом главного героя, в котором теперь вместе проживают его вдова Катя и любимая - Валентина. Время в пьесе – понятие условное, метафизическое, постоянно в воспоминаниях оно передвигается из наших лет в прошлое, к разным вехам в их жизни. На момент повествования уже двадцать лет как умер от инфаркта Валентин, и случилось это в сороковой день рождения Валентины. Вырыпаев в 2001 писал о том, что произойдет в 2012 году, в день, когда Валентине исполнится 60 лет.
Цитаты из пьесы Рощина включены для усиления контраста смены эпох и дают комический эффект при дословном воспроизведении. Герои в молодости (напомню – начало семидесятых) настолько стесняются и не умеют говорить напрямую о чувствах, что заменяют естественные слова канцеляризмами из газетных передовиц. При переходе в настоящее время обращение друг к другу «обытовляется», доходит до оскорблений и открытой ругани в кульминационные моменты. Героини живут прошлым – своей любовью к Валентину. И даже после его смерти они никак не могут простить друг другу то короткое счастье, когда одна стала официальной, но нелюбимой женой, а другая осталась прекрасным идеалом.
Зрителю невольно предлагается выбрать один из предложенных типов женской любви (жертвы или палача). Но отдать свои симпатии просто - убедительнее была рассказана история бойкой Кати-проводницы, после смерти мужа превратившейся в опустившуюся алкоголичку. Мастерски, разнопланово сыгранная Аленой Щеблевой как бы второстепенная роль раскрыла трагикомический талант актрисы. Екатерина Шевшун (Валентина) и Юрий Гуляев (Валентин), в целом, справились с режиссерской задачей.
Ольга ПЛАКСУНОВА.