Увлечение гаджетами побеждает человеческие ценности

Увлечение гаджетами побеждает человеческие ценности

Трагедия на память

Чем дальше движется технический прогресс, тем больше у человека становится способов показать себя и мир вокруг. Причем в прямом смысле… Впрочем, о селфимании "НН" уже писали не раз. Вернуться к теме увлечения гаджетами заставил недавний теракт в Санкт-Петербурге. Те, кто внимательно смотрел кадры видео, снятые в первые минуты после взрыва, наверняка слышали за кадром и этот истошный женский голос: "Помогите! Не снимайте!"

Этот "лайканутый" мир

Истекая кровью, они пытались выбраться из разбитых окон на платформу, в ужасе раздвигали искореженные взрывом металлические двери вагона, а зеваки, стоявшие рядом, лихорадочно снимали все это на видео. Вместо того, чтобы вызвать скорую или помочь раненым. Потом, когда закончился траур по убиенным, когда улеглись страсти, мы вспомнили и о тех, кто оказался равнодушным к трагедии. Их лица также запечатлела чья-то видеокамера, телефонные зрачки в ту пору пересекались в пространстве питерского метро многократно. Особенно запомнился молодой человек, стоявший у края платформы и бесстрастно снимавший на телефон все происходящее вокруг него. Наверное, чтобы показать потом домашним. Или выложить в Инстаграм. С гордостью: "Я там был!". И в ответ получить вожделенные "лайки".

- Это свойство человеческой натуры из серии "Здесь был Вася", - рассуждает вслух наш постоянный эксперт, нижегородский психолог Оксана Елизарова. - Подчеркнуть некую причастность к великому - будь то архитектурная достопримечательность, художественная ценность или грандиозное убийство. Экстраординарность события затмевает в этот момент все прочие душевные порывы…

Наверное, это от скудости ума, от душевной черствости, скажете вы. Или это комплекс неполноценности, когда собственную значимость поднимают в глазах общества за счет значимого события. Еще говорят, стремление все снимать обусловлено тем, что мозг не в состоянии так быстро "переварить" получаемую информацию. И тогда камера приходит на помощь.

У таких "лайканутых" свидетелей, однако, есть и сторонники. Дескать, человеку без подготовки к раненным лучше не соваться, дабы не навредить, а съемка понадобится службам при расследовании… Не тешьте себя оправданием, сегодня все общественные места вдоволь нашпигованы видеокамерами.

Синдром Дженовезе

Ранним утром 16 марта 1964 года 28-летняя Кетрин Дженовезе возвращалась домой после ночной смены. Возле самого подъезда на нее напал мужчина с ножом. Она кричала: "О, Господи, он зарежет меня! Помогите!" Из окон выглядывали любопытные, кто-то, сердобольный, даже крикнул: "Оставь ее в покое!" Но и после совершенного преступления никто из них не вышел, не поинтересовался, жива ли девушка.

Наутро в "Нью-Йорк Таймс" об этом убийстве было опубликовано несколько строк в разделе криминальной хроники. Но гораздо больший фурор произвело последующее известие. В процессе расследования выяснилось, что 37 человек наблюдали за тем, как убийца издевался над жертвой, и никто из них не пришел на помощь и даже не позвонил в полицию. В то время, как дознаватели общались с соседями на тему "я не хотел лезть не в свое дело", "кроме меня, там было полно народу", социологи и психологи окрестили этот коллективный ступор людей, наблюдающих трагедию, синдромом Дженовезе.

Специалисты определили: если человек засвидетельствовал инцидент и при этом он в комнате один, то он придет на помощь в 80 случаях из 100. Если же рядом с ним находятся еще люди, вероятность того, что он поможет, снижается на 20 процентов.

- Когда наблюдающих несколько, ответственность как бы разделяется между ними, - поясняет это явление Оксана Александровна. - Очевидно, себе мы назначаем самый маленький ее кусочек: "И без меня есть кому помочь, а у меня свои проблемы"…

В то же время исследования "синдрома Дженовезе" показали, что люди, знающие про синдром толпы зевак, более склонны помогать попавшим в беду, чем те, которые не знают… В этом суть данной публикации - в надежде, что теперь зевак станет меньше, а героев больше.

Паралич души

"Не бойся врагов - в худшем случае они могут тебя убить. Не бойся друзей - в худшем случае они могут тебя предать. Бойся равнодушных - они не убивают и не предают, но только с их молчаливого согласия существует на земле предательство и убийство". Эту цитату в разное время приписывали то чешскому коммунисту Юлиусу Фучику, то польскому писателю Бруно Ясенскому. Русский литератор Салтыков-Щедрин называл равнодушие "сердечной вялостью". Не менее красноречиво высказался на этот счет Чехов: "Равнодушие - это паралич души, преждевременная смерть".

- Равнодушие - это не здоровенный дядька с окровавленным топором в руках и не шахидка-смертница со взрывчаткой на поясе, а маленький серый человечек, который сидит в уголочке и читает тихонько газету в то время, пока орудуют дядька с шахидкой, - вторит психолог. - Он сидит и надеется, что его не заметят, ждет, что придет добрый полицейский и всех арестует, что все обойдется и без него, а он зря только встанет. У него всегда найдется логичное объяснение своему бездействию. В конце концов, он ничего не такого не делал...

Говорят, равнодушие передается по наследству. Эта черта сродни трусости и подлости. Как правило, равнодушные люди не признают себя таковыми, равнодушие всегда маскируется под всевозможные человеческие чувства. И потому его не сразу можно распознать. Вот что рассказал об этой черте однажды врач-психотерапевт ННИИТО Валерий Новожилов:

- Равнодушие может быть проявлением так называемой алекситимии - состояния хоть и не заразного, но довольно навязчивого и неполезного. Люди не способны понять и разобраться в собственных чувствах и переживаниях, и поэтому, как следствие, им чужды эмоции других людей. Личность таких людей характеризуется примитивностью жизненной направленности, инфантильностью...

Одной из причин "болезни" психологи называют недостаток тепла, ласки, участия в воспитании личности с раннего детства. По статистике, большинство равнодушных людей в детстве недополучило материнской любви и внимания. Зачастую родители, вместо того чтобы расспросить ребенка о том, что он чувствует и переживает, не только не обращают внимания на это, но и учат ребенка скрывать свои чувства:

- Не реви, ты же не девчонка!

Что касается лечения равнодушия, то тут ничего утешительного. Увы, ученые в один голос утверждают, что равнодушие не лечится.

Беда на камеру

Знакомый инспектор ГИБДД, прослуживший полосатому жезлу более двадцати лет, рассказывал:

- Раньше люди останавливались, чтобы помочь попавшим в ДТП. Теперь же все чаще равнодушно проезжают мимо, а если и тормозят, то только затем, чтобы сфотографировать аварию на телефон…

Да что аварию! Говорят, автомобилисты, проезжающие по Канавинскому мосту в тот ноябрьский день, когда 27-летняя жительница Ленинского района перегнулась через перила, собираясь прыгнуть, ее тоже снимали на видео. Снимали и других самоубийц, готовящихся совершить прыжок в вечность. И выкладывали это видео в Сеть.

Интернет сегодня напичкан подобными "страшилками" - сценами избиения, издевательства, насилия. А сколько пожаров, наводнений и других стихийных бедствий, во время которых вместо того, чтобы спасать горящих и тонущих, самодеятельные фотокоры настраивают гаджеты. Недавнюю драку девчонок в туалете саровской школы тоже снимали на видео.

Ничего политического, но, когда месяц назад в центре украинской столицы расстреляли беглого депутата, десятки прохожих снимали умирающего, направив на него свои телефоны.

…Справедливости ради надо сказать, что один из автомобилистов на Канавинском мосту все же остановился и выскочил из машины, чтобы удержать девушку от суицида. Но не успел. Кто он, тот неизвестный герой?

Подавляющее большинство свидетелей теракта в питерском метро тоже активно пытались оказать помощь: поддерживали раненых, успокаивали детей, развозили пассажиров по домам, разгружая трафик… Не о них сегодня речь, а о тех, кто снимал себя на фоне трагедии. Как показала горькая правда жизни, равнодушие, вооруженное гаджетами, является откровенным цинизмом.

Татьяна ЧИНЯКОВА.




 


Следите за нашими новостями в удобном формате