Через семьдесят лет получил сын письмо с войны от отца

Через семьдесят  лет получил сын письмо  с войны от отца

Не забывайте обо мне!

Погиб на фронте, когда ему было всего 31. Все, что знали о Василии Бурмистрове его мать, дочь Нина и двое братьев: пропал без вести, обстоятельства   гибели неизвестны. О том, что Василия Ефимовича больше нет на земле,  поняли, когда в 1943 году перестали  приходить письма с фронта.

"Сведениями не располагаем"

Но вот интересно, ни в одних списках - живых или мертвых - он не значился, о чем известили семью после войны. Военкомат в своих архивах ничего не нашел, а в Центральном архиве Минобороны РФ тоже развели руками. В ответе говорится, что "персональный учет рядового и сержантского состава в Советской армии велся непосредственно в воинских частях, поэтому без указания условного номера или полного наименования воинской чсти, в которой проходил службу В.Е.Бурмистров на момент выбытия (гибели, пропажи без вести, прекращения письменной связи с родственникаим), наведение справки не представляется возможным".

Все, что знал с самого детства об отце  Вячеслав Васильевич, исходило от бабушки, матери:  был на фронте шофером, последнее письмо пришло из Ростовской области.

В архивах  Горьковского автозавода указана дата его поступления - 16 июля 1936 года, сборочный цех, слесарь, потом - бригадир сборки, а 24 мая 1942-го написано, что  уволен в РККА. "Другими сведениями архив не располагает", - ответила начальник управления завода Т.А.Михеева.

Искать и не сдаваться

Всю свою жизнь Вячеслав не переставал думать об отце, они с сестрой и братом мечтали, что найдут могилу, рисовали в воображении подвиги своего героя,  расспрашивали маму и бабушку, искали людей, которые знали отца еще в деревне  Акаево Починковского района, на его малой родине. Потом ребята выросли, и работа затянула так, что поиски приостановились. Состарились и ушли в мир иной  бабушка,  мать, так и не дождавшись никаких вестей.

И вот когда Вячеслав Васильевич стал уже пенсионером, проработав на станкозаводе  55 лет, он  решил вплотную заняться поисками, чтобы не уйти в небытие, не оставив внукам памяти про деда.

Пошел в школу № 182, где есть сведения  о красноармейцах, уходивших массово на фронт из Горького в 1942 году. Проштудировал все, что только можно было найти по истории войны.  Пошел в районные военкоматы Советского, Автозаводского и других районов, надеясь хоть там найти что-то в рассекреченных документах.  Кучу книг пролистал, огорчаясь в очередной раз, что в списках и  Книгах памяти нет фамилии-имени отца. Вспоминал все мелочи, которые могли бы пригодиться в поисках.

В военкоматах отнеслись к его настойчивости с пониманием, старались помочь, проведя свое расследование. Искали тех, кто мог служить вместе с Василием,  и еще жив и здравствует.

…Никак не ожидал Вячеслав Васильевич, что на склоне лет на его вечный сердечный поиск откликнется… сам отец.

Ничто не исчезает бесследно с лица земли, и пришла ему все-таки весть. Работник  областного военкомата Александр Тихонович  Старовой просит явиться: нашел важные документы. И вот лежат на столе с дырочками от архивного скоросшивателя два письма и  пробитая пулей красноармейская книжка. Бесценные свидетельства, залежавшиеся  в самых дальних уголках военной документации.

Завещание отца

"Здравствуй, многоуважаемая супруга Татьяна Федоровна и многоуважаемые детки Нина, Слава, Шура. Во первых строках письма  передаю много раз горячий фронтовой привет и желаю наилучшей жизни и доброго здоровья. Еще передай привет родной маме и сестре Тани  - Шуре и Анатолию, пожелай им всем доброго здоровья".

Перечислил всех Василий  Ефимович, никого не забыл, будто знал, что пишет письмо последнее.

А дальше говорилось о том, что взглянул бы хоть на минутку он на свою родную семью. Наказывает Василий  супруге детей не ругать, не бить, "а что у тебя есть, их корми, - говорится, - и теплей одевай".

"А я останусь жив и приеду, не забывайте обо мне, чтобы я к вам пришел жив и здоров. Нина, от тебя жду письма, учись хорошенько. Таня, сообщай,  как растут детки…

Я пока жив и здоров, лучше некуда, все несчастье в том, что мы не вместе с вами. Приходилось мне встречать трудности в боях, но пока оставался живым. Скоро придется вступать в четвертый бой, больше писать ничего не могу…

Жду весточки с нетерпеньем, Бурмистров В.Е."

В тот день, когда вручили  сыну письмо от отца, так совпало, умерла Нина. Не суждено ей было узнать этого завещания,  и остался Вячеслав  Васильевич наедине с отцовскими наказами.

Конечно, хотелось знать, как погиб отец, и воистину тем, кто горячо жаждет правды, помогает Бог. Среди документов нашлось письмо того, кто видел гибель и рассказал о ней письменно еще в 1945 году. Это затерянное в бумагах свидетельство стало еще одним бесценным документом семьи Бурмистровых.

Письмо из 45-го

Отправленное в украинский военкомат  письмо с приложением крохотного фото деда - отца погибшего бородатого Ефима Васильевича, которого Бурмистровым ни с кем не спутать. На обороте  слова: "На память, папа, сыну". Свидетельство того, что не однофамилец, а сам рядовой Василий Бурмистров дал семье о себе знать…

"Добрый день, незнакомая мне семья Бурмистровых. Я, Кучура М.Д., получил запрос  от 31 января 1945 года, в котором меня просят, чтобы я разъяснил подробно о гибели  вашего брата или сына. Знаю, что это не первое письмо, которое вы пишете, а это я получил через колхоз.

В 1943 году 17 февраля утром я дежурил на конюшне возле коней. Я не знал, что в нашем поселке были красноармейцы, 8 человек, которые остались от части на ночь.  Я увидел немецкие машины и полно немцев, они открыли стрельбу в поселке, солдаты стали тикать, немцы стрелять по ним и половили 6 человек.  Они стояли живые, окружены вооруженными  немцами возле моего двора. После окончания боя стали расстреливать несчастных солдат. Проклятые немцы прикладами их добивали, после чего было дано распоряжение закапывать мертвых  в землю.  И вот когда хоронили несчастных убитых, только у одного мы нашли  красноармейскую книжку с фотокарточкой его батьки".

Черным по белому

- Не описать словами, что было со мной, когда я взял в руки пробитую пулей  и отмеченную кровью красноармейскую книжку, в которой  черным по белому написано, что призван он из Ждановского военкомата 23 мая 1942 года, что 9 июня 1942 года  отец принял присягу, что служил шофером в  артиллерийском дивизионе, - рассказывает  Вячеслав Васильевич. -  А главное, теперь мы узнали, что похоронен отец в селе Доброволье Васильковского района Днепропетровской области, что на братской могиле, которую не забыли на Украине, стоит памятник  воинам: боец с автоматом, по образу и подобию отца. И хотя в списке на гранитной плите захоронения нет фамилии Бурмистров, там есть важные для меня слова: "…А также 62 воина с неизвестными фамилиями".

Узнал сын и то, почему долгие годы не могли они найти сведений о погибшем, и эта история также взволновала душу. В одном из списков призываемых на фронт, составленных от руки, числится Василий Ефимович Бурмистров 1912 года рождения, прибывший на призывной пункт… из тюрьмы. Об этом факте его биографии всю жизнь молчала жена. Вспомнились слова бабушки Татьяны, которая порой в сердцах сетовала, что за проданный стакан махорки попал в переделку Василий. Спекуляцию тогда не прощали. Не рассказывала она подробностей, но, видно, знала, как потерял заводскую бронь бригадир слесарей,  и тут же из участка был направлен на фронт. А там, как мы знаем уже, смыл свой грех кровью.

Стоит памятник солдату на освобожденной от врага братской Украине, и придет время, когда в список погибших здесь солдат внесут имя бойца 16-й мотострелковой бригады, формировавшейся в Горьковской области,  Василия Ефимовича  Бурмистрова.

Вера ЧЕБОТАРЕВА. Фото из архива семьи Бурмистровых.

Память

Читая папины письма

Без осознания прошлого не понять настоящего и будущего. Самые трудные моменты в судьбах своих дедов и прадедов стараются осмыслить десятиклассники 186-й школы Советского района Нижнего Новгорода. Недавно здесь в библиотеке открылась уникальная  выставка, экскурсоводами  и комментаторами которой стали  школьники. Называется она "Папины письма" и основана на материалах о судьбах людей, прошедших несправедливые репрессии, побывавших в ГУЛАГе.

О том, как  смогли сохранить в душе любовь к близким, к Отчизне те, кто был несправедливо осужден и попал в лагеря за простое увлечение марками или собранные в поле колоски,  дети рассказывают с пониманием  исторических коллизий.

Трудный разговор о репрессиях и реабилитации вместе с учениками школы ведут  преподаватель-психолог  Виктория Золина,  председатель общества "Защита прав жертв политических репрессий Нижегородской области" Инга Фаворская.

К большому разговору, который начали школьники, примкнули и другие старшеклассники.  Исследуются судьбы  жертв политических репрессий, написаны рефераты и сочинения о нижегородских художниках, поэтах, снято 10 любительских фильмов. Чтобы послушать выступления юных исследователей, в школу приходят взрослые из ветеранских организаций, неравнодушные люди из числа родителей, кадеты, участники молодежных объединений.

Справка "НН"

Из семьи Бурмистровых  в годы Великой Отечественной войны на фронт ушли братья Василий, Николай, Анатолий, брат отца Михаил. Из четверых вернулся домой  лишь один Николай, получивший тяжелые ранения.


 


Следите за нашими новостями в удобном формате