История О

История О

В принципе недостатка одежды в нижегородских магазинах нет. С другой стороны, выбрать что-то подходящее и тем более эксклюзивное все же трудновато. Каталоги же не только расширяют сферу поиска, но и щедро обещают всяческие призы. Причем изначально потребитель надеется еще и на товар европейского качества - в каталоге-то сплошь товары из Германии и Франции и т. д. Устав от китайско-польского ширпотреба во всех ценовых категориях, граждане желают приобретать нечто настоящее - тоже немецкое и французское...

Халтура по-немецки

Наибольший пиетет вызывают именно немецкие каталоги. Пусть Италия - признанная законодательница хорошего вкуса, а Франция - символ утонченности и изыска, но все же добротность одежды наши потребители ценят ничуть не ниже ее актуальности. В этом смысле немецким каталогам изначально - "зеленый свет", поскольку наш менталитет определяет их как самые надежные, вроде расхожего мнения о швейцарских банках, русской икре и самоварах, американском попкорне и т. п.
Однако на практике немецкий каталог своему собрату-каталогу не то что рознь, а и вообще понятия из разных плоскостей. Некоторые вызывают лишь негативные эмоции и сильное желание материться, по сравнению с которым фривольный фильм "История О." - детский лепет.
Вот, например, в какую нехорошую историю попала нижегородка Валентина Владиславовна с неким каталогом "О", понадеявшись на страну его происхождения.
Потратив на изучение более 600 страниц часа три, Валентина Владиславовна решила заказать товара тысячи на две - на пробу, как говорится. Выбрала все самое дешевое и относительно эксклюзивное. А теперь жалеет, что вообще попалась на рекламную удочку - предложение воспользоваться каталогом увидела в одном из модных глянцевых журналов, которые регулярно покупает. Кстати, многие каталоги именно так находят своих клиентов.
…Заказа ждать пришлось неожиданно долго - почти три месяца вместо обещанного одного, как гласила реклама. Но в документах на оплату посылки, пришедшей с наложенным платежом, значилась меньшая сумма, чем должны были стоить с такой тщательностью выбранные товары. В приятном предчувствии - не скидка ли это за просрочку заказа - Валентина Владиславовна отправилась на почту.
Вскрыв дома посылку, она поняла, что заказ выполнен не полностью. Пришли только трикотажные брючки - серые и черные, по 500 рублей. Но такого пошива и качества, что впору валидол пить или валерьянку! Швы - кривые-косые, детали не совпадают друг с другом по размеру и изначально, при крое, скособочены. Трикотаж - тоже тихий ужас, тоненький, все равно что тряпичные "треники" из далеких 1970-х. Ну помните спортивные трико, которые герой Леонова покупал для сокамерников в "Джентльменах удачи" по 5 рублей, только эти - гораздо худшего качества.
"Подобные вещи я купила бы на любом рынке или в первом попавшемся магазине рублей по 200", - подавленно думала незадачливая потребительница, постепенно приходя в себя.

Вакуум информации

На брючках, производивших впечатление китайского самопального (то есть даже не более качественного фабричного) товара, не оказалось ни информации о стране-производителе, ни даже сведений о размере. Швы молча взывали к их дублированию на швейной машинке, и радужные надежды на "дешевый эксклюзив" быстро испарились.
Тем временем рекламные предложения, вложенные в оплаченную Валентиной Владиславовной посылку, сулили ей и скидки на предложения каталога заканчивающегося сезона, и довольно красивую на вид одежду. В одну из кофточек она просто влюбилась - давно хотелось именно такого цвета и фасончика.
Женщины - существа слабые и доверчивые, падкие на скидки и на "покупки мечты". Поэтому, подавив в себе недоверчивость, наша дама все же позвонила в московский офис фирмы. Ну просто узнать, откуда они получают товар и где он произведен. А начитавшись прессы - нашего "Потребительского ликбеза" в частности - "контрольным выстрелом" заодно поинтересоваться наличием сертификатов на желанные товары. Всю эту информацию ей должны представить еще на стадии выбора покупки в полном соответствии с Законом РФ "О защите прав потребителей".
Однако в Москве, не дослушав ее вопросы, консультант с голосом едва ли 20-летней девушки разочарованно переспросила: "Так вы не товар собрались заказывать?" А потом после каждого вопроса по много раз куда-то уходила, чтобы "уточнить информацию".
В результате выяснилось, что никто в офисе, в котором больше года принимают заказы по каталогу "О", отродясь не знал, где именно производится ассортимент. "Но приходит к нам он точно из Германии", - бодро заверила консультант.
То же и с сертификатами. Вопрос о них крайне удивил консультанта. Хотя если бы хоть кто-то в московском офисе был "в теме", то ответили бы, что на взрослую одежду такие документы не обязательны, а непременны лишь на детскую. Но даже при их законном отсутствии должна быть ссылка на ярлыке или этикетке: "Товар не подлежит обязательной сертификации".
Подобный информационный вакуум насторожил Валентину Владиславовну, потому что в части, например, сертификации каталог "О" переплюнул даже его же партнер. Так, в посылке с заказом лежал и подарочный бесплатный шарф, на этикетке которого фирма-производитель честно написала, что он не входит в список товаров, подлежащих обязательной сертификации.
Естественно, ни о каком новом заказе по каталогу "О" для Валентины Владиславовны не может быть и речи.
Эту тему мы обязательно продолжим как на типичных примерах, так и с использованием информации, полученной в структурах защиты прав потребителей.

Компетентно

Обуздание дистанционного монстра

Чтобы покупка по каталогу не казалась "котом в мешке", нужно заранее узнать максимум информации о товаре. Ведь досадно, оплатив посылку, обнаружить в ней что-то не то, что представлялось при изучении глянцевых страниц.
Практика показывает, что одна из основных проблем торговли по каталогам - это место производства товара. Потребитель, как правило, "клюет" на раскрученный бренд и делает заказ, исходя из давно сформировавшегося мнения о стране или конкретной фирме.
В Нижнем Новгороде на данный момент острое несоответствие блеска торговой марки и реально приходящего потребителям товара наблюдается в каталогах косметики. И "Эйвон", и "Орифлейм" предлагают более чем на 80 процентов вовсе не немецкий и не шведский товар. Обычно большинство кремов и декоративной косметики этих торговых марок, распространяемых в Нижегородской области, произведены в Польше. Вот разве что более "крутой", к примеру немецкой по происхождению, могут оказаться помада или восковые карандаши для глаз и бровей.
Что же касается щеточек, пилочек, расчесочек и т. п., то вся эта галантерея в подавляющем большинстве просто из Китая. Ничего удивительного - даже самые дорогие и престижные французские духи вроде "Живанши" могут находиться в хорошенькой коробочке китайского производства. Такое вот разделение труда: духи французские, упаковка - из Поднебесной.
- На самом деле покупатель еще на стадии выбора товара имеет право узнать, где тот реально произведен, - говорит Юлия Сурикова, юрист нижегородской областной общественной организации "Защита потребителя". - Однако дистанционные продажи долгое время были "белым пятном" в Законе РФ "О защите прав потребителей". В связи с их значительным распространением за последние два года уже дважды в российское законодательство вносились значительные изменения. Это и поправки в Закон РФ "О защите прав потребителей", и недавно принятые "Правила продажи товаров дистанционным способом".
Так, в "Правилах…", утвержденных правительством РФ 27 сентября 2007 года, в пункте 8 однозначно говорится об обязанности продавца еще "до заключения договора розничной купли-продажи представить покупателю информацию об основных потребительских свойствах товара и адресе (месте нахождения) продавца, о месте изготовления товара…"
Так что если консультанты затрудняются сказать, кто является непосредственным изготовителем товара, они нарушают действующее российское законодательство. Поэтому, не желая покупать не немецкое, не шведское и т. д., лучше заранее об этом предупредить продавца, если не письменно, то хотя бы устно и при свидетелях. И в любом случае можно отказаться от товара и забрать деньги, если страна-производитель внушает куда меньше доверия, чем бренд, заявленный в каталоге. Разумеется, это возможно лишь в том случае, если потребитель не был вовремя предупрежден о реальном изготовителе.
Безусловным является и право на обмен товара, который не подошел по тем или иным причинам. В этом отношении некоторые фирмы, торгующие по каталогам, предоставляют права даже шире, чем это оговорено российским законодательством. Так, кремы и косметические средства без производственных дефектов у нас "ни за какие коврижки" невозможно вернуть в торговлю хоть в запечатанном, а уж тем более в распечатанном виде.
А вот более продвинутые в этом отношении некоторые заграничные производители, в частности японцы и французы, могут обменять или даже вернуть деньги за "пользованную" баночку с кремом. Ну, может, запах не понравился или действие на кожу не то… Чего не сделаешь ради лояльности покупателя к фирме!
Подготовлено при содействии НООО "Защита потребителя".


Следите за нашими новостями в удобном формате