Дети войны разделились в суждениях о времени и о себе
"Кто они - дети войны?" - так было озаглавлено письмо врача Софии Павловны Зоревой в рубрике "Обратная связь", напечатанное в № 41 нашей газеты.
Ветеран Великой Отечественной войны, чье детство выпало на тяжелые сороковые, Александр Евдокимович Шагин откликнулся на публикацию.
"Мне 77 лет и я вроде тоже, как получается, дитя войны, но таковым себя не считаю. И вот почему. Война коснулась каждой семьи, за редким исключением. Значит ли это, что всем родившимся в то время надо отлить медаль и добавить к пенсии тысчонку? Не все с этим согласятся.
Я, например, категорически против такого предложения. Я считаю себя сыном своих родителей: пропавшего без вести в 1942 году отца и безвременно ушедшей из жизни матери, труженицы тыла, а также гражданином своей страны, прошлой и нынешней. Никакого звания "дети войны" и прибавки к пенсии НЕ ПРИМУ и другим не советую. Не вижу здесь заслуг.
А как быть тем, у кого родители в войну… спились, погибли, скажем, в ДТП, законно и не законно репрессированы или, например, бросили своих детей? Их вроде бы зачем награждать? И среди тех детей есть из которых выросли дяди и тети, что лучше бы они и не родились вовсе. Есть же такое!
Автор письма, которое я прочитал, сетует, что никто еще книгу "Дети войны" не издал, не написал. Написано и издано много статей на эту тему. Рекомендую: "Дети военной поры", составитель Э.Максимова, М. Политиздат, 1984 г. В библиотеках есть. Строго документальная книга, не политизирована, рассчитана на массового читателя. Могу дать Софье Павловне Зоревой и другим почитать с условием возврата, телефон оставляю в редакции. Написана она теми самыми "детьми"…
С уважением, А.Е.ШАГИН. Нижний Новгород.
От редакции
Александр Евдокимович в своих суждениях не одинок. Труженица тыла, в 14 лет стоявшая у станка на авиационном заводе, Ольга Ивановна Иванова говорит о том, что ее вклад несравним с тем, что внесли в Победу фронтовики, отцы и старшие братья. Не видит своих больших заслуг Валентина Ивановна Гаврилова. Однако обе считают, что их воспоминания о суровом детстве также имеют неоспоримую ценность. Может быть, уже поэтому детям войны стоит объединиться, чтобы рассказать о времени, о котором знают не понаслышке? Кстати, не о медалях и привилегиях, а именно об этом писала в письме в редакцию Софья Павловна Зорева. А как считают другие свидетели военного лихолетья? Что вспоминают? О чем сегодня думают?