Семь дней гастролей Санкт-Петербургского театра «Мастерская», организованных в рамках федеральной программы «Большие гастроли – 2017», пролетели в Нижнем Новгороде, подобно питерской погоде - с освежающим эффектом бодрости, подарив нижегородцам радость открытия новых имен. Театр «Мастерская» в своей основе состоит из нескольких актерско-режиссерских выпусков СПбГАТИ под руководством профессора Григория Козлова, а спектакли нынешнего репертуара – их наиболее удачные студенческие постановки и не только. С 24 по 30 мая они были представлены на сцене Нижегородской академдрамы.
«Тартюф»: сарказма самую толику
Знакомство началось с непривычного мольеровского «Тартюфа». Настороженное ожидание подогревалось анонсами: на постановку театром был впервые получен грант плюс спектакль – премьерный: в первый раз его показали в декабре 2016 года, в то время, как другим привезенным спектаклям уже исполнилось семь лет. По техническому оснащению, режиссерской дерзости и цельности мысли эта работа сделана с размахом и «по-взрослому», без какого-либо ощущения студийности.
Итак, на мрачно-черном неоготическом фоне разворачивается трагифарс. С неким сарказмом разыграна история финала жизни Оргона, пленившегося «святошей» Тартюфом. Тема Франции здесь создана во многом: узнаваемая музыка, проекция кадров из фильмов 60-х годов, фривольные темы и откровенные костюмы... Режиссерский прием «спектакля в спектакле» показан через призму труппы комедиантов, в этот вечер играющих для публики пьесу Мольера. Они только «надевают» на себя роли, как костюмы, чтобы рассказать притчу о глупом отце семейства. В мнимом «счастливом» финале, когда по пьесе лжец будет наказан, а справедливость должна восторжествовать, все заканчивается трагично.
На поворотном круге соединились смысловой и визуальный центры всего происходящего, подчеркнутые грамотно выстроенными светом и сценографией. Стол в центре сцены, превращающийся то в подиум, то в пианино, становился, в зависимости от ситуации, местом сбора домочадцев, ложем соблазна и «моментом истины» в итоге. В актерском составе наиболее интересны были исполнители главных ролей: Оргон – заслуженный артист России Сергей Бызгу и демонический Тартюф – Максим Студеновский.
В ковчеге - третий лишний
Популярная в последние годы пьеса о трех пингвинах, стремящихся попасть на ковчег Ноя, уже знакома нижегородским зрителям. Тем интереснее было сравнить былое впечатление с привезенным спектаклем Екатерины Гороховской. Казалось бы, детский спектакль, он собрал в зале в подавляющем большинстве взрослую публику.
Трое друзей-пингвинов, напоминающих пресловутых «ребят с района» в спортивных костюмах, получают приглашение в светлое будущее (после потопа). Но только билетов два, а пингвинов – трое (актеры Михаил Касапов, Николай Куглянт, Евгений Шумейко), а еще есть невероятно серьезная Голубка (Алена Артемова), измученная работой по спасению фауны. Вечные бытовые разговоры на темы о вере и Боге выводят сказку на философско-притчевый уровень. Трудности объединят товарищей, а находчивость их всех спасет.
Ах, как хотелось бы любви
Как показали гастроли, фирменный стиль театра «Мастерская» - в небанальном прочтении классических произведений. Все постановки Григория Козлова отличаются подробной проработанностью текста, умением найти смешное даже в паузах, продуманным выбором музыкального оформления. Подтверждением этому стал спектакль о Бальзаминове (в замечательном исполнении Максима Студеновского) – о мечтах человечка глуповатого и наивного. Воспитанный маменькой в бедности, беспомощный и слабый - в фантазиях, обретая деньги и положение, он превращается в великана. И от возможного воплощения этих наполеоновских планов в финале становится страшновато! Многие узнали в Бальзаминове своих знакомых, быстро выросших «в князи» в последнее время.
Спектакль играется удивительно вкусно, с наслаждением, словно мы сидим за одним столом с персонажами и неторопливо пьем вместе чай из самовара. Здесь нет проходных ролей – все были хороши! Даже горничная Химка и служанка Дуня своей гротесковой игрой вызывали в зале приступы хохота в сценах без реплик. Крайне просто оформленный спектакль, где в центре только кровать – трон для главного героя, а из декораций – занавески из простыней, развеял все сомнения в высоком качестве театра.
Пара вечеров в веселом доме
Спектакль поставлен по мотивам повести Куприна «Яма», адаптированной для сцены современным драматургом Вячеславом Вербиным.
Будни и праздники в публичном доме – разбитная и трагичная жизнь ее обитательниц. Это история о разных дорогах, которые привели женщин в социальную яму, и выхода из нее нет. Впрочем, спектакль дает надежду, что все поправимо, пусть даже это немного сказочно. Спектакль ярок характерами, точным наблюдением за поведением людей в среде животных инстинктов.
Роковая развязка неизбежна, и мы можем лишь наблюдать неминуемое приближение смерти под вердиевскую «Травиату». Большую часть спектакля на сцене «вживую» исполняется музыка – маленький оркестрик, состоящий из актеров, безусловно, украшает постановку. Режиссерское решение – расстаться со зрителем не в глубоком катарсисе безысходности, а на разудалом коллективном распевании песенки «Миленький ты мой» - оставило подозрение в небольшом потакании зрителю, ушедшему в эйфории.
Раздвоение Ивана
В спектакле, чей жанр обозначен как «Представление режиссера А.Горбатого-мл. о нескольких главах «Братьев Карамазовых» господина Ф.М.Достоевского. С оркестром», есть несколько плюсов, и один из главных - участие квартета музыкантов, игравших и рассказывавших основную суть действа в кабацком стиле. Вторая особенность – небольшой хронометраж спектакля (час с четвертью). И третий важный момент, бодрый темпоритм, заданный режиссером: нам просто не давали возможности расслабиться!
В чем суть раздвоения личности Ивана Карамазова (Дмитрий Житков) и его споров с Чертом (Антон Момот) накануне суда? Не все зрители знакомы с фабулой романа. Основная тема так и осталась не полностью раскрытой, а персонажи были показаны достаточно однопланово. Но есть надежда, что содержание, может быть, недопонятое, невнятно актерами сказанное, заинтересует пришедших, сподвигнет прочесть роман. Ведь спектаклем нас смогли заинтересовать и показать, что Достоевский – это нескучно!
Тот, что вернется
Спектакль длиной четыре часа, конечно, рассчитан на подготовленную театральную публику. Да и вообще удивительно: как вместить большой роман в один вечер? Но был показан только первый день возвращения князя Мышкина на Родину. Наиболее значимый день для всего, случившегося после.
Постановка большой формы, с длинными монологами и многими отступлениями, с небыстро развивающимся сюжетом, стала настоящим испытанием для актеров и зрителей. Всплыли прощаемые прежде проблемы с дикцией и артикуляцией у многих исполнителей, когда реплики было плохо слышны. Темпоритм подтормаживал, внимание рассеивалось, зритель уходил – было ощущение, будто спектакль давно не игрался, а в условиях гастролей гости не смогли быстро перестроиться.
Евгений Шумейко сыграл своего тихого и по-детски открытого Льва Мышкина без схожести с кем-то из прежде видимых исполнителей, с подкупающей трогательностью и простотой. Болезненный, но не больной, его герой приходит в грубый мир, чтобы сделать нас всех чуть добрее и лучше.
Старшему сыну добавили красок
Этот спектакль Григория Козлова – признание в любви родителям. От щемящей душу тоски по прошлому, когда все они были живы и молоды, от милых песенок и танцев на сердце становится немного светлей. Начинается все со знакомства, втягивающего зрителя внутрь постановки, – актеры, пока еще просто наши современники, рассказывают зрителям о тех, кто изображен на полотнищах декораций. На фотографиях родственники: бабушки и дедушки, мамы и папы – с ними связаны забавные истории знакомства, благодаря которым, впоследствии, они появились на свет. А на самом верху особый портрет – драматурга Александра Вампилова, подарившего нам пьесу «Старший сын».
В нынешней моде на время «оттепели» этот спектакль вовсе не о внешнем узнаваемом стиле конца 60-х, а о теплоте взаимоотношений, укутывающей зрителя. Поются песни под гитару, есть ощущение задорной молодости, но еще недалеки воспоминания о минувшей войне, и жизнь словно бы наладилась, а счастье пока еще призрачно. Прошлое из альбома черно-белых фотографий ожило на наших глазах.
С юмором, трогательно и узнаваемо, представил театр «Мастерская» историю обретения семьи студентом Владимиром Бусыгиным (Михаил Касапов). Опоздание на электричку перерастет в судьбоносный поступок. Наверное, секрет успеха этой постановки в том неосознанном факте, что многие сидящие в зале хотели бы точно так же найти свою «семью Сарафановых», если и не родных по крови, но близких, любимых - в нынешнем времени или ненадолго вернувшись назад.
Ольга ПЛАКСУНОВА.