Ежегодная Международная выставка "АРХ Москва" - самый главный показатель архитектурных умонастроений. Недавно завершилась уже 11-я по счету "АРХ Москва", темой которой на этот раз была "Архитектура звезд". По замыслу кураторов выставки Влада Савинкина и Владимира Кузьмина, важно понять, какие звезды есть на нашем архитектурном небосклоне? Как они зажигаются? Чем питается их свет?
Представление о том, что звезды бывают не только в кино и на эстраде, еще не сильно укоренилось в сознании наших граждан. И все-таки подвижки есть. В Центральный дом художника на Крымском Валу, где проходила "АРХ Москва", в выходные стояла длиннющая очередь (несмотря на погоду, располагающую больше к загородному отдыху). И в ГМИИ имени Пушкина - "на Фостера" - ходят группами и целыми классами, как прежде стремились на импрессионистов и малых голландцев. Для жителей столицы сто рублей за билет - не деньги, быть в курсе событий гораздо важней. Знать имена и названия. Московский строительный бум, постепенно перерастающий в бум архитектурный, поднял на волне успеха многие имена, прежде известные только читателям специализированных журналов. А сейчас после очередного мастер-класса архитектурной знаменитости публика с "АРХ Москвы" спешит на вечерний променад за реку - в Остоженку. Не за тем, чтобы любоваться храмом Христа Спасителя. Хочется наконец-то "живьем" увидеть Cooper house Сергея Скуратова
- жилой дом, облицованный листами меди.
Архитекторов на "АРХ Москву" приглашают для участия в выставке. Попасть в "АРХ каталог" - значит подтвердить свой статус, авторитет и успешность. Конечно, можно выставиться и в коммерческом разделе, это тоже хорошо, но менее престижно.
В этом году кураторы позвали 25 проектных бюро: 8 иностранных, 14 московских, по одному из Питера, Самары и Нижнего Новгорода. В одном выставочном пространстве засияли звезды Норманна Фостера, Михаила Хазанова, нижегородцев Пестова и Попова.
В эти созвездия эпизодически встраивались знаменитости, проводившие лекции в переполненных залах ЦДХ: Хани Рашид, Поль Анре, Доменик Перро, Дэвид Кук... Точность выбора имен подтверждает такой факт. Буквально через день после выступления в Москве притцкеровский лауреат, ярчайший представитель лос-анджелесской архитектурной школы Том Мейн, приглашенный на выставку журналом AD, был удостоен ежегодной национальной премии США The National Design Awards за те объекты, которые он как раз и показывал на "АРХ Москве".
Но особенно приятно поздравить Мастерскую Пестова и Попова: их экспозиция отмечена жюри "АРХ Москвы" третьей премией. Среди помпезных, высокобюджетных, вычурных, загадочных, скучных, многословных презентаций нижегородский планшет выделялся точно сформулированной идеей. Как цвет из плоскости фасада перетекает в объемно-пространственную композицию. Архитекторы не стали демонстрировать всю творческую палитру, сосредоточив внимание исключительно на приемах и подходах, ведущих от проекта ТЦ "Сити". И оказались в числе трех лучших экспонентов выставки, запомнившихся крепче других.
На самом деле нашему городу здорово повезло: у нас есть архитекторы, интересные не только самим себе. Именно их работа делает город привлекательным, заметным и занятным. Жаль, что пока это не все понимают. Но такие выставки, как "АРХ Москва", где интеллектуальный посыл гораздо выше коммерческого, и должны приблизить понимание.
Московский архитектор Михаил Хазанов, признанный в 2005 году архитектором года, рассказывал на своей лекции, как недавно ездил в Канны на крупную встречу. Его удивило, что наши инвесторы - симпатичные люди каждый сам по себе, но как собираются вместе - цифры головы дурманят. Только одно талдычат: выше, толще, длиннее. Примеряются, кто круче. А между тем и выступления западных звезд на "АРХ Москве" подтверждают старую истину: не только в деньгах дело.
Удивительно слышать, как архитектор Дэвид Кук, проектирующий от Штатов до Эмиратов, объясняет, что нужно делать для психологической привлекательности офисного центра, как корпоративное здание может продемонстрировать свое дружелюбие по отношению к горожанам, как новые дома могут взаимодействовать с историческим окружением. На Западе этажность зданий тоже нередко повышается по отношению к первоначально задуманной высоте. Но происходит это не по причине ненасытной жадности заказчиков. Архитектор, размышляя о самоощущении людей, находящихся внутри коробки, вырезает внутри просторные атриумы, наполненные светом и зеленью, прокладывает мостики между ярусами террас. Так иногда приходится компенсировать коммерческие площади за счет наращивания этажей, но не в ущерб соседним зданиям и отдельным корпусам. Иностранные проектировщики стремятся максимально обеспечить здания естественным светом и естественной вентиляцией.
Пока очевидно, что принципиальное отличие наших звезд и "не наших" в том, что российские архитекторы, сколь бы талантливы ни были, в большей степени заложники ситуации. В эту же ситуацию попали и иностранные звезды. Например, Доменик Перро третий год никак не согласует вторую очередь Мариинского театра, идея Эрика Эгераата "Русский авангард" отвергнута Лужковым. Но за пределами нашей отчизны звезды светят ровно. Они могут позволить себе декларации, которые будут правильно поняты. Жаль, не может Нижний Новгород пригласить Тома Мейна. Нет, наши архитекторы спроектируют не хуже. Но нужен авторитет мирового масштаба, чтобы все твердо запомнили: "Ландшафт доминирует, архитектура вписывается". Ну и разные другие очевидные истины, о которых у нас почему-то говорить неловко, чтобы не обидеть заказчиков и тех, кто им активно симпатизирует.
Марина ИГНАТУШКО.