Куда и как переносить Нижегородский порт, стоит еще поразмыслить

Куда и как переносить Нижегородский порт, стоит еще поразмыслить

Со Стрелки и швартовы сдуло…

Эта удивительная история, напомним, началась в декабре 2015 года, когда в рамках Международных дней архитектуры люди знающие впервые смогли заглянуть на  склады на Стрелке. В унылых кирпичных стенах их ждал сюрприз: необычного вида  ажурные металлические конструкции.

Подтверждено - бесценно!

Вскоре неравнодушные исследователи выяснили, что это - главный павильон XVI Всероссийской промышленной выставки, проходившей в Нижнем Новгороде в 1896 году, который, в свою очередь, являлся главным павильоном предшествовавшей тому выставки в Москве и был повторно использован с целью экономии.

Уникальная находка - а от шестнадцати выставок в России на сегодняшний день осталось всего два (!) павильона, один из которых находится в Москве и второй - на нижегородской Стрелке, - внесла существенные коррективы в перспективу использования площадки, зачищаемой после ликвидации грузового порта. Рядом с планами по строительству элитного административно-жилого квартала или православного парка начала выстраиваться вполне внятная необходимость сохранения архитектурного шедевра, вписанного в исторический контекст Стрелки.

С тем чтобы грамотно решить судьбу павильона, была создана экспертная группа, за работой которой ныне с интересом следит мировая архитектурная общественность.

Совсем недавно экспертная группа тринадцатью голосами против двух признала нецелесообразным перенос исторических металлоконструкций в пакгаузах. Было сделано заключение, что историко-культурная значимость объекта определена, имеет достоверные подтверждения, а столетняя приписка конструкций к порту - часть его исторического смысла.

Как сообщает архитектурный критик Марина Игнатушко, специалисты посмеялись над предложением "улучшить состояние" конструкций за счет разборки и отправки фрагментов на завод. Мосты же не разбирают, чтобы подновить? И Эйфелеву башню красят отнюдь не в цехах...

Пакгаузы по Оке на нижегородской Стрелке стали предметом интереса Нижегородского регионального общественного фонда деятелей культуры "Дать Понять" из-за утверждений ряда исследователей о том, что их железобетонные конструкции с кессонными перекрытиями - памятник утраченной инженерной мысли 1930-х годов.

Чтобы найти этому документальные подтверждения, пришлось отправиться в архивы и изучить материалы, связанные со строительством на Стрелке Горьковского речного порта в 1930-х годах и с капитальным ремонтом существующих построек в конце 1960-х - начале 1970-х годов.

Настоящим открытием стал тот факт, что в Государственном архиве специальной документации Нижегородской области хранятся документы по всем постройкам на Стрелке, которые не учитывались Управлением государственной охраны объектов культурного наследия Нижегородской области при выполнении научно-исследовательских работ, включавших в себя исторические и натуральные исследования Стрелки. Дело в том, что историко-культурные опорные планы этой территории в рамках проектов зон охраны объектов культурного наследия федерального значения (собор Александра Невского и Главный ярмарочный дом) были разработаны управлением в 2007 и 2009 годах соответственно. Однако документы Гипроречтранса, отвечавшего за строительство на территории Стрелки, были обработаны архивистами и стали доступны исследователям совсем недавно, буквально в наши дни.

Среди этого пакета документов есть и обмерные чертежи железобетонных складов по Оке, датированные 1968 годом. Именно тогда им потребовался капитальный ремонт, так как построили их гораздо раньше. Этот факт также подтверждают найденные в архиве документы: "Экспликация основных зданий и сооружений" называет пакгаузы по Оке (точнее - склады № 3 и  4) существующими. Их возведение здесь в 1930-х годах связано со строительством Горьковского порта.

Этому событию посвящено несколько томов архивных дел, хранящихся в Российском государственном архиве экономики в Москве, в собрании которого находятся документы, связанные с крупнейшими катастрофами в стране. "Материалы о строительстве Горьковского порта", датированные 1934 годом, говорят о том, что Стрелку долгое время не могли закрепить. Проект, разработанный инженерами Гипроводтранса, не выдерживал критики, ведь в нем не было тех самых складов по Оке. Их ввели в эксплуатацию лишь в 1939 году после того, как Наркомвод, отказавшись от изначального проекта Гипроводтранса (без складов), открыл в 1935 году архитектурно-проектную мастерскую под руководством признанного архитектора - московского профессора Александра Гринберга (1881 - 1938). Гринберг известен нижегородцам как автор ряда выдающихся построек советского периода, включая памятник градостроительства и архитектуры - Дом Советов в Нижегородском кремле.

С кремлевской прочностью

Интерес к этим архивным находкам проявило профессиональное сообщество архитекторов. Так, к исследованию подключился Игорь Широков, который провел анализ найденных материалов из проекта капитального ремонта складов на № 3 и 4, выполненного в 1968 году. Архитектору удалось установить, что в ходе капремонта складов, выполненных на основе монолитного железобетонного каркаса, постройки 1930-х годов претерпели изменения. Пришлось усилить здания и рампы, переделав их, отремонтировать крыши, заменить окна и так далее. Изучив документы, стало понятно, почему северный склад (№ 4) сохранился лучше южного (№ 3). Дело в том, что на южном складе перекрытие между первым и вторым этажами выполнено на основе монолитной балочной структуры со сборными ребристыми (кессонированными) плитами. На специалистов такие кессонированные потолки производят "вау-эффект" во всем мире. Для межэтажного перекрытия склада № 4 использовалась монолитная плита по аналогичной балочной системе, но с вдвое более частым шагом второстепенных балок. Более того, уже 50 лет назад южный склад требовал изменения функциональной начинки, так как нагрузку на второй этаж понизили до 1000 кг на квадратный метр.

- Сейчас должно быть проведено детальное обследование пакгаузов по Оке, - считает архитектор Зоя Рюрикова (проектное бюро "ДА"). -  Опыт работы с довоенными конструкциями показывает, что у них большой запас прочности. Зачем же нам их сносить, если современные архитекторы во всем мире до сих пор вдохновляются творческими находками группы архитекторов и инженеров под руководством профессора Гринберга. Взявшись за проекты портовых сооружений в 1930-е годы, им удалось показать впечатляющий результат: склады получились похожими на корабли с палубами, а кровли завершали стеклянные фонари. В нашем случае их снесло ураганом.

По мнению архитектурного сообщества, ранние железобетонные конструкции пакгаузов по Оке очень подходят под современную экспозиционную функцию или под крытую набережную, так как на Стрелке - сильные ветра. Для подтверждения своих слов Зоя Рюрикова решила визуализировать архивные чертежи, чтобы показать, насколько актуален их первоначальный замысел, скрытый от нас многочисленными перестройками.

Предложение проектного бюро "ДА", призывающее привести в порядок готовые площади (полезная площадь - 15 тысяч квадратных метров с видами на кремль и Нижневолжскую набережную), высоко оценили столичные эксперты (от архитекторов до историков культуры), которые считают, что, уничтожая фрагменты истории, мы растрачиваем социальный капитал и буксуем в развитии. На сегодняшний день пакгаузы по Оке - единственное "место памяти" Горьковского речного порта, дающее понять, что история нашей страны - это не только XIX век, но и век XX, давший признанные во всем мире шедевры советской архитектуры.

Галина ФИЛИМОНОВА.

Кстати

По общему объему своей грузовой и пассажирской работы город Горький в те годы занимал второе место в Советском Союзе (вслед за Астраханью), а по объемам переработки грузов, так называемых сухих или тарных, исключая нефть, - первое.


 


Следите за нашими новостями в удобном формате