Страховщики объясняют это трехлетним мораторием на данный вид услуги, между тем что только не дорожает вокруг - от хлеба до автомобиля. Свою лепту вносит и закон об ОСАГО, поправки в который обретают силу попеременно с марта, июля и декабря.
Например, каждый пострадавший в дорожно-транспортном происшествии теперь имеет право на получение 160 тысяч рублей в качестве компенсации за ущерб. Ранее на такую сумму мог рассчитывать только один участник ДТП, а если пострадавших двое или больше, то они делили между собой 240 тысяч рублей. Водители "маршруток", как правило, в ДТП в одиночку не попадают, а "берут" с собой еще и пару-тройку пассажиров. Каждый из них с 1 марта будет иметь право на компенсацию в 160 тысяч рублей. Для страхового рынка это означает ежегодное увеличение выплат на 7,5 - 12 миллиардов рублей.
С 1 июля вступает в силу положение о прямом урегулировании. На сегодняшний день автовладелец, купивший полис, допустим, Росгосстраха, но не разъехавшийся по дороге с машиной, застрахованной в РОСНО, вынужден идти объясняться в чужую компанию, а не поручать это своей. И за что он, спрашивается, платил деньги Росгосстраху? Прямое урегулирование такую явную несправедливость ликвидирует. Страховщик берет на себя все заботы клиента, и закон выставляет только пару условий при этом: вред причинен только имуществу, а само дорожно-транспортное происшествие случилось с двумя застрахованными транспортными средствами.
Интересна другая поправка в закон об ОСАГО - возможность еще более просто решить проблему ДТП. Не вызывая сотрудников ГИБДД, два участника движения могут мирно разъехаться, договорившись о компенсации. Правда, сопровождается это несколькими условиями: вред причинен только имуществу, оба автомобиля застрахованы, и владельцы согласны друг с другом по поводу повреждений машин. В этом случае размер страховой выплаты не может превышать 25 тысяч рублей.
Упрощенная система оформления ДТП по-другому называется Европейским протоколом. Неуклонно двигаясь к нему по российским дорогам, наши водители все-таки по привычке будут полагаться на чужого дядю в милицейской форме, который рассудит, кто виноват в столкновении. Да и то сказать, на глаз не всегда определишь, сколько стоит помятый бампер. А вдруг за его ремонт придется выложить сумму больше 25 тысяч?
Европейский протокол вводится в нашей стране позже всех других поправок в закон, с 1 декабря. Наверное, потому, что многое еще надо обдумать, выработать механизмы согласования. Если нет представителя ГИБДД, нет и документов, подтверждающих ДТП. Как тогда автовладелец докажет факт наезда на него? На основании чего он может получить компенсацию, если второй участник ДТП вдруг откажется от своих обещаний? Мошенничества больше всего опасаются страховщики, они даже вычислили примерное количество случаев, которые будут вызывать сомнения после 1 декабря 2008 года, - каждое десятое ДТП .
Поправки в закон об ОСАГО касаются также штрафных санкций к страховщикам за просрочку выплат, сокращения периода использования транспортного средства, что тоже влияет на страховой тариф.
Светлана ИСАКОВА.