Телефонный долг

Телефонный долг

Баба Зина категорически не относила себя к тем простодушным бабулькам, которые по первому звонку открывают дверь, не глядя в глазок, а порой и не спрашивая, кто там. Более того, она регулярно читала криминальную хронику, смотрела "Полдень трудного дня" и считала себя основательно подкованной в вопросах собственной безопасности. К примеру, она точно знала, что современные гангстеры могут представиться милиционерами, работниками горгаза и т. д.
Ее визитер не имел к мошенникам никакого отношения. В этом баба Зина окончательно убедилась, когда соблюла все меры предосторожности: посмотрев в глазок входной двери и никого не увидев в тамбуре, она шагнула за порог и заглянула через решетку тамбурной двери в коридор.
- Вы почему не явились на ГТС, почему не продлили договор? Вы что, не знаете, какое сегодня число? Живете в старом режиме… А если бы вас сейчас дома не оказалось? Мы бы вам отключили телефон и все! По новой подключиться - никаких ваших пенсий не хватит! - молодой мужчина, стоявший перед дверью, несмотря на вполне интеллигентную наружность, с места в карьер, без всякого "здрасьте" наступал сурово и строго. Даже грубо. Так разговаривают чиновники во всякого рода конторах, когда видят перед собой не респектабельную дамочку в мехах и бриллиантах, а классическую российскую пенсионерку - в стоптанных сапогах, которые она пятый год донашивает за дочерью, потертом пальто.
Баба Зина знала такого рода начальников и, как все мы, привыкшие жить в "совке", относилась к ним очень трепетно. А если еще точнее, она их боялась и, будучи стопроцентно законопослушной гражданкой, считала малейшее нарушение установленных этими начальниками правил смертным грехом.
- Вам что, телефон не нужен? Так и скажите, у нас очередь большая и за большие деньги, - продолжал наступать сотрудник ГТС. - А то привыкли к халяве…
Баба Зина к "халяве" не привыкла и потому уже спешила, дрожащими от волнения руками отодвигая засов на двери и пропуская нежданного гостя в квартиру:
- Ой, Господи, не знала я, - постепенно приходя в себя, запричитала хозяйка, - дочка всем заправляет. Уж простите, ради Христа!
"Начальник" деловито огляделся и, чуть смягчившись, но все равно еще строго спросил:
- Где тут у вас можно квитанцию заполнить?.. И несите телефонную книжку! Быстренько, четвертый час, а у меня еще шесть человек неплательщиков.
Баба Зина заспешила "в залу", проворно выудила из кучи документов, хранящихся в шкафу нужную книжку и вернулась в прихожую. "Начальник" заполнял квитанцию, наклонившись над тумбочкой, где стоял телефон.
- Да пройдите вы в комнату, вам там неудобно, - суетилась по уши виноватая баба Зина.
- Может, и чаю с вами попить? - он все еще был строг, человек с телефонной станции. Резко оторвал заполненную часть квитанции и скомандовал:
- С вас семьсот двадцать четыре рубля сорок копеек.
Баба Зина еще раз нырнула "в залу" и так же проворно выудила из бесценного шкафчика замусоленный конвертик - свои сбережения. Отсчитав нужную сумму, вернулась в прихожую.
Прежде чем отдать деньги (ой, хитрая старуха!), она подняла телефонную трубку. Телефон молчал.
"Обрезали уже", - баба Зина чуть не плакала от обиды. Не успела-таки!
- А вы думаете, я почему пришел? Это мера профилактическая, не волнуйтесь, сейчас подключат снова, - сказал незнакомец, доставая мобильник из кейса. Баба Зина с надеждой смотрела, как "начальник пикает пуговками". Выдержав паузу, тот кому-то отрапортовал: номер такой-то за перерегистрацию заплатил, можно включить.
- Ой, спасибо, милок, - заверещала обрадованная старушка, протягивая деньги, - а то как же мы без телефона?
Аккуратно пересчитав купюры, "начальник" протянул бабе Зине шестьдесят копеек сдачи.
- Да ладно! - смутилась хозяйка.
- Не ладно, а деньги любят счет, - опять повысил голос "начальник". - Завтра с утра непременно явитесь вот по этому адресу. Непременно! У вас там, кстати, переплата, так что еще пятьсот рублей назад получите. Вот вам и наш номер телефона…
- Дай вам, Господи, доброго здоровья, явимся обязательно, - обещала баба Зина, закрывая за гостем дверь. Вернувшись в комнату, первым делом накапала себе корвалольчику - так переволновалась с этим телефоном. "А если бы и впрямь не успела, так бы и обрезали", - думала она, снимая телефонную трубку.
Телефон молчал.
"Ничего, сейчас включат, сказано же было", - успокаивала себя баба Зина… И тут ее взгляд упал на телефонную розетку. Выдернутая вилка валялась на полу. Еще толком ничего не соображая, она машинально подняла вилку и воткнула в розетку. Затем снова подняла трубку. Телефон работал.
…Вечером, когда дочь бабы Зины вернулась с работы и обошла соседей, выяснилось, что за "продление договора с телефонной станцией" в их подъезде заплатили четверо.
Когда прибывший на место следователь, молоденькая девчушка в лейтенантских погонах, пыталась с помощью пострадавших "нарисовать" портрет преступника, обманутые пенсионерки (и один пенсионер) в один голос как загипнотизированные повторяли совершенно одинаковый текст:
- Напугалась (напугался) я, ничего не помню, кроме того, что зуб у него золотой и чемоданчик еще, черненький такой…
История, которая произошла в одном из домов на улице Мечникова в Московском районе, не последняя. Жулики весьма предприимчивы, а мы по-прежнему легковерны и доверчивы.
Татьяна ЧИНЯКОВА.

Следите за нашими новостями в удобном формате