За 25 лет в телекомпании ННТВ ценности не изменились

За 25 лет в телекомпании ННТВ ценности не изменились

В честь 25-летия телекомпании ННТВ на сайте nntv.tv реализуется уникальный проект «Сделано на ННТВ». Это цифровой архив печатных публикаций и телеэфиров, выстроенный вдоль «ленты времени».
Теперь любой желающий может, выражаясь образно, прокатиться на машине времени в еще не очень давнее, но уже достаточно далеко отстоящее от нас прошлое. Вновь погрузиться в драматические, до крика, баталии на тему «Каким быть телевидению», «позавтракать» с губернатором, вместе с Юрием Немцовым заглянуть в нижегородскую Атлантиду, а то и подпеть звенящей в душе гармошке, ностальгически вспомнить знакомые названия любимых передач и вновь увидеть практически родные, совсем еще молодые лица телеведущих – в том числе, увы, уже ушедших навсегда, - горящих любимым делом...
Рубеж 1980 – 1990-х вошел в учебники новейшей истории России как время больших перемен. В те годы, откликаясь на потребности времени, появились СМИ нового поколения. С течением времени многие громкие названия тех лет канули в Лету; иные же, красиво стартовав на сломе эпох, прошли проверку годами и не теряют актуальности. Что уходит, что остается неизменным в столь текучей, труднофиксируемой материи, как телеэфир? С этого вопроса началась наша беседа с Ольгой Носковой, генеральным директором телекомпании ННТВ – телекомпании, родившейся аккурат четверть века назад.

Дерзкие и ответственные
- Мы – продукт времени. Меняется время - меняются задачи, и если мы не меняемся, это катастрофа: есть риск при жизни превратиться в реликт, которому одна дорога – в музей, - поясняет Ольга Владимировна. - С любым, даже самым правильным лозунгом и ярким флагом нет смысла бежать на баррикады, если баррикады закончились. Телевидение – вещь «сиюминутная», и этим быстро сменяющим друг друга минутам, изменяющимся потребностям общества мы обязаны соответствовать. Впрочем, общечеловеческие ценности меняются гораздо медленнее, и с этими ценностями у нас все в порядке. Идеи справедливости, честности, доброты, борьбы за простого человека остаются для ННТВ незыблемыми.
Двадцать пять лет назад так получилось, что большой, добротный и вполне профессиональный коллектив Горьковского телевидения изнутри раскололся на два лагеря – консерваторов и тех, кто стремился к новому светлому будущему. Сложилась критическая масса дерзких, самоуверенных, если не сказать наглых, (улыбается) персонажей, которые взяли на себя ответственность заявить, что, де, мы знаем, каким должно быть современное телевидение, и его, это новое современное телевидение, мы собираемся делать. Таких оказалась практически половина коллектива ГТРК - и это совпало с возможностями времени, когда создание своего регионального ТВ стало реальным делом. В противном случае всех этих персонажей выгнали бы на улицу с «волчьим билетом» и с напутственными словами: «Теперь вам дорога в журналистику закрыта навсегда, так что идите своим путем дальше и дальше».
Так у нас образовалось два государственных телевидения, и такая ситуация была для России отнюдь не уникальной и вполне в духе времени. В течение достаточно долгого периода именно ННТВ было особенно любимо зрителями, и именно тогда как никогда больше мы откликались на запросы аудитории.
Сейчас пришло другое время. Изменились технические и технологические обстоятельства, по-другому стало очень многое, и я должна констатировать, что пик любви к телевидению в обществе закончился в принципе. И к печатным СМИ тоже. Также, думаю, те поколения, которые сегодня черпают информацию из Интернета, не особенно доверяют и Интернету – и правильно делают, потому что огромное количество фейков появляется как раз в Сети, и именно к нам приходят развеивать эти мифы. Возможно, мы просто живем во времени тотального недоверия к официальному факту… да и к неофициальному тоже.
- А ведь еще не так давно доверие к СМИ находилось на недосягаемой высоте. В качестве крайней меры гражданин мог сказать: «Я напишу об этом в газету!», «Я приглашу к вам телевидение!». Как сейчас обстоит с обращениями телезрителей?
- Нам звонят, пишут, и немало. Бывает, и лично приходят. В некоторых программах – например, в «Прямой линии с губернатором» - мы продолжаем отвечать на письма и конкретные жалобы. В «новости» много жалуются, особенно когда мы затрагиваем в сюжетах те или иные актуальные темы. Обращаются к нам, действительно, как в последнюю инстанцию. И мы помогаем людям в самых разных вопросах.
Как вернуть доверие? Если очень долго не врать, то можно дождаться того, что аудитория признает твое средство массовой информации как объективное. Но можно и не дожить до этого! Например, потому, что твоя персональная честность может утонуть в окружающем информационном шуме. Потому-то, как мне ни грустно говорить, способы привлечения внимания аудитории сейчас лежат в области технологий и техники: кто быстрее, кто ярче, кто доступнее - того-то и будут воспринимать как источник своевременной и достоверной информации.
Но перспектива у нас, конечно, есть, и хорошая. Вовремя освоенные новые технологические возможности дают нам право рассчитывать на прорыв. Очень серьезный шаг для нас – уход в «кабель» и в круглосуточное вещание.
О добром и вечном замолвите слово
- Неумолимый факт: самые рейтинговые темы - отнюдь не о добром и не о вечном, и не секрет, что ряд изданий делает ставку именно на «чернушную» или «желтую» сенсационность, приманивая зрителя обещанием адреналинового выброса. А как привлекает зрителя ННТВ, не спекулируя на эмоциях и инстинктах? Как вы зарабатываете рейтинг?
- Ну, и у нас время от времени появляются сотрудники, которые начинают намекать на то, что чем больше в кадре «расчлененки», тем больше аудитория. Если говорить глобально, о судьбах телевидения вообще, я порой с ужасом смотрю федеральные каналы, которые в самое рейтинговое время показывают программу «Пусть говорят». Мне представляется, что это безнравственно, невозможно, противоестественно: на полном серьезе на глазах у одной шестой части мира перетряхивать грязное белье и обсуждать, делая обыденной, – простите за жесткость, – жизнь выродков. Но - рейтинг…  И, к сожалению, те вещи, которые являются, безусловно, рейтинговыми, не являются гордостью телевидения.
- Простите, а может, нас обманывают, и на самом деле эти малоприятные передачи не смотрит никто?
- Их смотрят, и многие. Я это проверила на себе, когда работала депутатом Госдумы. Однажды была приглашена в передачу Малахова, и после этого меня буквально на следующий день начали узнавать в столичном магазине (улыбается).
Хорошо это или плохо? Да безобразно! Поэтому в эфирах ННТВ стабильно присутствует очень много высококлассных, культурных программ, которые сделаны на очень достойном, профессиональном уровне и в которых рассказывают о вечном. Наши это делают классно: динамично, красиво, с выдумкой. Много чего интересного, веселого мы делали и потом показывали на экране! И хочется верить, что, нахлебавшись «чернухи», люди захотят вернуться к чему-то нормальному и хорошему. А тут - мы. И важно, что мы не потеряли своих зрителей: они лишь повзрослели за прошедшие годы. Ну а для того, чтобы привлечь к себе молодежь, которая ушла в Интернет, надо встретиться с ними в Интернете. Мы этим как раз сейчас и занимаемся.
- Начинается новый сезон. Может, проанонсируете новинки, сюрпризы, которые ждут зрителей?
- У нас будет больше выпусков новостей, а сами новости сделаются более динамичными. К нам присоединился канал «Время Н», также мы объединились с одноименным информагентством, и это значит, что поток новостей значительно возрастет.
А вот по новинкам секретов раскрывать не стану. Ждите!
- Помню, какие роскошные телемарафоны проходили на ННТВ… Продолжите ли движение в этом направлении?
- Действительно, благотворительные марафоны были одной из особых изюминок телеканала, и вообще у нас было много социальных проектов. К этому мы будем возвращаться, но немного в другом качестве. Сейчас людей, готовых заниматься благотворительностью, помощью тем, кто слабее – я имею в виду и людей, и животных, – становится все больше, и волонтерское движение развивается. Мы будем работать в этом направлении. То есть социальный курс ННТВ останется прежним, но будет изменяться в духе времени.
Сотрудники ННТВ, они же прекрасно знакомые нижегородцам лица канала, говорят о своей работе как о чем-то нежно любимом, родном и близком, с нескрываемым удовольствием вспоминая многочисленные проекты, забавные случаи. Кажется, что на эту тему они готовы говорить бесконечно, и есть ощущение, что самые лучшие моменты в их жизни связаны исключительно с работой на ННТВ. Впрочем, наверное, именно так и должно быть…
«Страшные» профессионалы
Дмитрий АНИСИМОВ, первый заместитель генерального директора ННТВ:
- Я пришел на телевидение в 1991 году, когда набирали желающих «попробовать себя» в роли журналиста, и очень хорошо запомнил свой самый первый сюжет. Он получился достаточно своеобразным. Тогда в Нижнем Новгороде в продаже появились ярко-синие гвоздики. И я решил по этому поводу провести расследование. Выяснилось, что секрет столь радикального окраса гвоздик сколь прост, столь и неприятен: на ночь цветы оставляли в ведре с медным купоросом, а когда они набирали «синьку», их пускали в продажу. Вдыхать аромат медного купороса – удовольствие ниже среднего, так что с точки зрения здоровья, наверное, такой букет был не самым приятным подарком!
- Вспоминаю какую-то байку про вас и президента…
- Да, была в 2001 году забавная история на ежегодной пресс-конференции президента России. В том году на нее поехали представители сразу нескольких нижегородских средств массовой информации – представители интернет-сообщества, печатные СМИ, «Волга», «Сети НН» и соответственно ННТВ. Сначала удалось задать вопрос нижегородской журналистке из газеты. Затем прозвучал вопрос от «Сетей НН», а после – удивительное дело – еще один вопрос президенту сумела задать и моя коллега с «Волги». Это просто нереально – три вопроса из одного города! И тут я начинаю чувствовать себя крайне некомфортно, потому что, получается, все нижегородские журналисты задали свои вопросы Путину, и один лишь я съездил в Москву просто так. Пресс-конференция тем временем подходит к концу, и никакие махания руками, ни плакаты - ничто уже не помогает. Президент широким жестом показывает куда-то в мой сектор, но явно не на меня, ведущая с микрофоном подходит к моему соседу… и я забираю у нее микрофон, одновременно соображая, что если сейчас назову свой город, то по понятным причинам продолжить мне будет крайне сложно. Поэтому пришлось создать интригу: «Владимир Владимирович, если позволите, я сначала задам вопрос, а потом представлюсь». Далее я задаю вопрос по поводу реформы ЖКХ и только потом представляюсь: «Дмитрий Анисимов, ННТВ, Нижний Новгород». Зал просто рухнул! Ну а президент сказал фразу, которая некоторое время была чем-то вроде мема: «В Нижнем Новгороде – страшные журналисты!».
Отличительная особенность ННТВ – интеллигентность. Это означает, что мы работаем спокойно, взвешенно, без скандалов и «желтизны», какой бы темы это ни касалось.
В баню - с горящими глазами
Юрий НЕМЦОВ, тележурналист, старший редактор, заслуженный работник культуры РФ:
- Кто еще, кроме нас, мог построить коттедж «Открытый дом», где все, от стеновых панелей до канализации, можно потрогать руками, возле памятника Чкалову, да еще за десять дней? Или баню? После коттеджа мы выстроили на ярмарке баню: с настоящим паром, вениками и всем полагающимся - и парилась в ней, между прочим, Ольга Владимировна Носкова. Прилюдно! Потому что баня тоже была открытая.
Потом на ярмарке мы построили из кирпичей настоящую русскую печь с парилкой. Печь стояла на четырех ногах: две были в лаптях, две другие – в валенках, и стояли ноги на двух огромных лыжах. Плюс Емеля, кошка, домовой… В этой печке уже попарились мы с оператором. Взяли тазики, венички; рядом памятник Ленину, ярмарочный дом, люди ходят. А мы в печку загружаемся. Конечно, когда кирпичи раскаленные вокруг, это ни с какой другой баней не сравнится. Керамика дышит жаром, а вверх смотрит труба. И в ней - звезды… А там – и Вакула, и далее по Гоголю…
Проект «Дом-корабль» путешествовал по свету. Куда только не заносило наши экспедиции! На Камчатке мы преодолели перевал, который назвали Нижегородским; были на Гималаях, на Тибете, пересекали моря, и все это потом показывали на ННТВ.
- Сейчас на центральных каналах много высокобюджетных проектов, но при всем их блеске и размахе не видно передач оригинальных, искренних, драйвовых, необычных – подобных тем, что были и есть на ННТВ. В чем секрет?
- Центральные каналы, безусловно, хороши, и работают там профессионалы. Но все эти «Квартирные вопросы» и «Школы ремонта» появились уже после того, как в 1995 году на ННТВ выходил видеожурнал «Строй!». Центральные каналы копируют очень много проектов из-за кордона, а мы все придумывали сами. Шоу горбатых «Запорожцев» вокруг кремля, парад «Побед», которые поехали в Москву, – фильм об этом, кстати, сразу взял Гран-при на Всероссийском фестивале «Вся Россия». Было много всего интересного, потому что не существовало вообще никаких ограничений. Делай что угодно! Главное, чтобы горели глаза.
На телевидение я пришел в 1967 году. Тогда я учился на втором курсе университета, моя супруга – на первом курсе педа, и нам нужны были деньги, чтобы приобрести путевку в Прибалтику. Чтобы подзаработать на отдых, я устроился на телевидение помощником режиссера. А режиссером, которому я помогал, был Мараш!
Потом произошел долгий перерыв, но в ту дверь – волшебную дверь телевидения – я успел заглянуть. И уже в 1989-м пришел работать на телевидение по-настоящему. Всякое случалось, конечно. Бывало и такое, что я давал себе зарок - никогда больше не иметь с тележурналистикой ничего общего…
В любое время суток, в любую погоду...
Ирина ЧАЛАЯ, главный редактор программы «ОБъективНО»:
- Мы не ставим перед собой задачу сообщить новость «первее всех», хотя, конечно, стремимся к максимальной оперативности, и очень приятно, когда ты сработал быстро и имеешь право выдать информацию, сопроводив ее словами «только что». В этом плане нам очень помогает сотрудничество с «Время Н» - информагентством, где работают «с колес»: им ведь не надо ни картинки, ни прочих важных нюансов, требующихся для ТВ.
Когда мы выдаем информацию, она, во-первых, должна быть подтверждена, и, во-вторых, нам важно не просто «убить» зрителя тем, что мы что-то знаем, но выявить потенциал этой информации, показать ее суть. «Голая» новость не имеет смысла. Мало прокричать, что, скажем, два «КамАЗа» столкнулись, надо еще и посмотреть, почему это произошло. Если причина аварии - гололед, необходимо выяснить, почему дорогу не очистили ото льда, не посыпали песком и кто за это отвечает. Одно дело - вбросить информацию, и совсем другое – понять, зачем она зрителю и что с ней делать дальше.
Отдельный момент – информация, связанная с какими-либо трагическими событиями. Иногда кто-то из молодежи нет-нет да сообщает: ой, погиб человек, нужно срочно дать информацию. Я говорю: постойте. Давайте поймем, для чего зрителю нужна эта новость. «Пролетела – и ладно» – так не пойдет. Газетную заметку можно несколько раз перечитать, уточнить в ней те или иные детали. Теленовости воспринимаются на раз, на слух, и что там оседает в сознании, во многом зависит от грамотной подачи. С негативной информацией вообще нужно работать очень осторожно, аккуратно. Я, например, фактически запретила коллегам употреблять такие слова, как «смерть», «смертельное заболевание», «страшное заболевание»... Когда этим делом злоупотребляют коллеги с других каналов, мне становится жалко зрителя. Ты вот брякнул, а люди, находящиеся в сходной ситуации, тяжело переживают.
Мы прекрасно понимаем, что информация – мощнейший инструмент воздействия на общество, вплоть до изменения международной ситуации. И если человеку капать на мозги постоянно в жанре «тут плохо, там плохо, там погибли люди, тут все разрушилось»… Невероятная гордость распирает, когда видишь людей, стоящих в многочасовой очереди для того, чтобы взять билеты на все концерты Сахаровского фестиваля! Тут я всегда прошу коллег: помимо артистов и репертуара, дайте людей, покажите тех, кто на эти концерты ходит! Людей, для которых неважно, что у них, возможно, большие вопросы с финансами, и они, может, целый год последние деньги на эти билеты откладывали. Тут чувствуется, насколько мы сильны духом, и это так поддерживает, поднимает и настроение, и отношение к обществу, что аж жить хочется! Вот о чем надо рассказывать!
Беседовала Мария ФЕДОТОВА. Фото предоставлены телекомпанией ННТВ.

Следите за нашими новостями в удобном формате