Кардиограмма сезона-2

Кардиограмма сезона-2

Шок-то у меня случился хоть и в театральном зале, но совсем не на спектакле любезных моему сердцу нижегородских артистов, здесь я - кое к чему привык все-таки. Как известно, пренебрежительно отнесся Владимир Владимирович к шведам. (Я имею в виду Маяковского, а вы на кого подумали?) Он, похоже, хорошо запомнил: «Ура! Мы ломим, гнутся шведы…», потому что в своем произведении о краснокожей паспортине – советском паспорте – не очень деликатно что-то молвил там о «разных прочих шведах». Но дела эти давние. В первые же дни июня этого года, в России, и в Нижнем тоже, именно шведы представляли современное искусство, в основном кино. И вот, рекомендуя в театральном училище одну из своих последних пьес, одно из своих достижений в драматургии, шведы взяли да обмолвились о театре. Тут-то моя рука и потянулась к валидолу.
Слабонервных прошу этот абзац пропустить, не читая. Шведов в их замечательной стране проживает чуть менее 9 миллионов, будем считать по населению - три Нижегородских области. И вот здесь первый нокдаун – в Швеции 6 миллионов человекопосещений театров в год, так получается, что более двух третей всего населения страны, включая младенцев, бывает в театре один раз в году. Владимир Владимирович (я обращаюсь к Маяковскому), вы крупно ошибались, называя этих потрясающе театральных людей всякими прочими.
Но не успел я отдышаться, как последовал нокдаун второй. В Швеции три национальных сцены. И 32 крупных городских театров. И 250 свободных театральных групп, поддерживаемых, подчеркиваю – поддерживаемых финансово, муниципалитетными органами. И плюс еще к этому частные театры, число которых никто не знает, потому что их просто много. Я начал лихорадочно делить эти цифры на три. Чтобы понять, как организовать театр по-шведски в нашем любимом городе и области. Получалось, что крупных театров мы должны иметь 12, а театров, обеспечивает финансово со стороны муниципалитетов, всего-навсего около 80 – 85. Ну ладно, уговаривал я себя, каждый в конце концов живет по средствам. Были и у нас времена, может, и еще придут былинные. Но неугомонные шведы, представляющие пьесу, действовали, как «Тре крунур» в лучших своих играх, и я тихо, не вставая с места, отправился уже в нокаут.
Оказывается, 40 процентов своей театральной продукции шведы делают для детей и подростков. А это не только любовь, забота, воспитание, это собственно формирование театра, его ауры, его позиций в общественном сознании страны и феноменальных цифр – 6 миллионов человекопосещений театра в году. А помните ли вы блистательную рубрику советского радио – «Театр у микрофона». Я лично не только помню, но и вспоминаю с наслаждением. Сколько замечательных мастеров сцены, легендарных голосов услышал и запомнил я с детства на всю жизнь. Между прочим, неведомыми судьбами на Всесоюзном радио оказалась запись спектакля театра на Таганке «Добрый человек из Сезуана» - я его выучил почти наизусть… Потом театральный эфир мы изничтожили до основания, и спектакли де надо видеть, а не слышать, и никому это не нужно. А шведы свой радиотеатр, зародившийся еще в 20-х, берегут как зеницу ока и по сей день и час. В нем происходит обкатка пьес – лучшие затем попадают на театральную сцену, в нем работали и работают настоящие мастера, решая какие-то свои задачи. Творческая биография прославленного Иргмана Бергмана просто «прослоена» разными радиопостановками. А ведь получается, что дело не только в деньгах. Дело в уме, дело в умении беречь культуру, в том числе театральную, и преумножать ее. Нет, Владимир Владимирович, никакие шведы не разные прочие, а достойные и умные. Как и в хоккее, в театре нам шведов остается только догонять, догонять и еще раз догонять.
Хотя, если честно (вернемся все же в родные нижегородские палестины), мы не такие уж несчастные на театральном пространстве. Случается и у нас такое, что, как говорится, и городу, и миру. На самом краешке сезона Валерий Белякович вступил в игру, хотя говорят, и упорно, чтобы на этом попрощаться с «Комедiей», чтобы вернуться до дому, до хаты, на Юго-Запад, и там свою судьбу вершить. Если это правда, то перспектива печальная для нас с вами. Для своего же нижегородского режиссерского эндшпиля В.Белякович выбрал «Ревизора» и не только не промахнулся, но еще раз доказал, что варить щи из топора он мастер. «Компонентов» немного. Хорошо обставленное по диаметру колоннами и полукругом зеркал сцена. Художник Владимир Дубинский удачно подыграл постановщику, оставив для него свободным «поле» сцены, и все-таки двумя-тремя штрихами обозначив «присутственное место» - вечно провинциальную Россию. Есть еще музыка неизвестных авторов (называть их в программке В.Белякович так и не научился), духовая, иронично-игривая. Соответственно к ней «приставлены» пожарные с музинструментами. И актеры, которые почти все время на сцене образуют то хороводы, то номера в манере незабвенной кадрили. Это по движению. А по существу происходящего – не гротесковая, не едко-сатирическая, не уморительно-бытовая, не мизансценически неповторимая, не экстравагантно безудержная, не… Знаете, вот бывают собаки элитные, посмотришь на таких – грация, экстаз, неповторимость обликов. А бывают еще наши дворняги с такими умными и всепонимающими глазами, что любишь их больше всяких заморских, сертифицированных псов. Да простят меня театральные боги, не в обиду говорю, - Валерий Романович сделал дворняжный спектакль, ясный, сердечный, как наша привязанность к любимым существам, и с отсутствием всякой пошлости, которая, как мы знаем, видели не раз, так и липнет к заштудированным литературным текстам.
В.Беякович в «Ревизоре» не только не изменил самому себе, но и открылся немножко по-новому. К обычному своему стремлению добиться эмоциональной яркости он добавил толику спокойствия и печали, которые без искусственных нажимов проявляются в спектакле. Постановщик словно все время помнил про себя и другие гоголевские слова – «скучно жить на белом свете, господа».
Слова эти близки к общему настрою «Ревизора» в нынешней интерпретации «Комедiи». Спектакль не об удивительных похождениях Ивана Александровича и о не менее удивительном затмении ума Антона Антоновича. Здесь другое, здесь явление не менее загадочное, которое иные решительные люди называют идиотизмом провинциальной жизни. Он как ураган налетит, зашевелит все вокруг, такого страху напустит, что только Н.В.Гоголь с господами актерами и могут это показать достопочтенной публике. А ей только и остается, что посмеиваться. Может, смех-смехом, а когда-нибудь выведем эту заразу из нашей жизни.
А пока они все пред нами. Мальчиковый Хлестаков в исполнении Антона Белова - глупый подросток в образе мелкого чиновника. Петр Иванович Добчинский из целой стаи обломовцев, коими Россия несметно богата, запасов газа, наверное, поменьше будем – живая работа Игоря Кириллова. Артист Сергей Бородинов неожиданно высветил малозаметную фигуру почтмейстера Ивана Кузьмича Шпекина до размеров столпа благоразумия и осмотрительности. Их много – «авторитетов» провинциальной жизни. А над всеми нами парит и бултыхается Сам. Знаю актера Василия Попенкова давно, и мне кажется, что это работа одна из самых лучших в его творческой биографии. Его городничий не столько обуян страхом, сколько вконец запутан сплошной провинциальной безмозглостью, окружающей его. Его, в первую очередь, засосала провинциальная трясина. Конечно, дураки – бедствие Руси, но провинциальные дураки это нечто особое. А мы так и кружим. Одни: «В деревню, в глушь, в Саратов». Другие: «в Москву, В Москву милые сестры.» Эх, Россия!
Неплохой спектакль получился в «Комедiи», живой, без страха повториться, когда дело имеешь с такой классикой.
Порадовать зрителей чем-то необычным попытался и ТЮЗ. Спектакль о современной жизни для подростков – это редкость на театре необыкновенная. И пьесу выбрали тюзовцы не плохую – Виктора Ольшанского «Зимы не будет», и подъехавший на спектакль из Питера режиссер Борис Гуревич имеет репутацию удачливого постановщика, и приятные актерские работы случились, а вот спектакль, как говорят музыканты, не зазвучал. Вероятно, здесь сказались и ненужные сбои, как неожиданные болезни актеров. По слухам спектакль еще будут репетировать и после премьеры, в августе и сентябре. Возможно, в окончательном варианте и общее впечатление от спектакля изменится.
Вот и весь сезон. В плане удач я вообще насчитаю в нем совсем немного спектаклей. Перечисляю их (часто спрашивают любители театра, что же смотреть) в произвольном порядке, а не в рейтинговости художественных достижений. «Вышел ангел из тумана» Петра Гладилина и «Фальшивая монета» М.Горького в академической драме, «Тень» Евгения Шварца в академических куклах, «Ревизор» Н.В.Гоголя в «Комедiи» и «М.-П.» (Москва – Петушки) Венечки Ерофеева в театре «Zоопарк». Козырей в колоде бывает несколько. Но в нашей, театральной, на этот раз их оказалось только пять. Больше крыть нечем. Чай, не в Швеции живем.

Следите за нашими новостями в удобном формате