Традиционная культура мужской пляски в Нижегородской области жива! Это доказывают и результаты фольклорных экспедиций, и итоги прошедшей недавно именинной вечерки фольклорного ансамбля «Синий лен» (руководитель - Елена Тихомирова). Это яркое событие состоялось в Лингвистическом университете в честь столетнего юбилея НГЛУ.
Кавалеры дали жару
Вечерки, или же вечера отдыха в народном стиле с песнями, танцами и пирогами, «Синий лен» проводит в родном НГЛУ два-три раза в год на протяжении своего тринадцатилетнего существования. Темой нынешней вечерки стали мужские состязания «Обыкновенные выкрутасы», говоря проще - танцы. Показать себя в пляске вышли 23 человека в возрасте от 6 до 50 лет: участники фольклорных коллективов, студии русской пляски «Синий лен», студенты, участники нижегородской артели кулачных бойцов «Буза».
Кавалеры соревновались в игрово-силовом, музыкальном и плясовом конкурсах. К поставленным задачам все подошли ответственно и показали хорошее шоу, за что были награждены фирменными «синеленскими» городецкими пряниками.
- Неужели до сих пор в Нижегородской области пляшут, как сто, двести, триста лет назад? - спрашиваю у участников.
- Пляшут! - убежденно произносит участник ансамбля «Синий лен» Владислав Тихомиров, победитель «Выкрутасов» в категории «мужчины». - В каких-то районах уже не поют протяжных песен и не играют на народных инструментах, а пляски да частушки сохранились, причем отнюдь не среди дряхлых стариков: средний возраст носителей - около 40 лет.
Прокручивая в памяти лекции по фольклору, вспоминаю, что мужской танец всегда являлся больше чем просто танцем и что участники танцевальных состязаний готовились к таковым заранее, придумывая и репетируя особо заковыристые коленца. Оные хореографические сюрпризы нередко подготавливались в тайне от всех, и претенденты на победу тренировались, скажем, где-нибудь в глухом лесу, чтобы никто не подсмотрел и не перенял виртуозную находку.
Хлопушки да дробушки
- Мужской традиционный танец, насыщенный акробатикой и силовыми упражнениями, - демонстрация физических возможностей и бойцовского духа, - поясняет Владислав. - причем пляска показывает не только физподготовку, но и характер мужчины - защитника, добытчика. Девушки все это традиционно примечали и делали выводы о возможностях потенциальных женихов.
Интересно, что же самое трудное во всех этих выкрутасах?
- Присядка. Акробатические финты: сальто, стойка на руках, «колесо»… По большому счету - все то, что сегодня можно увидеть в брейк-дансе. Еще очень виртуозная, зрелищная штука - «хлопушки»: танец под аккомпанемент ударов по собственному телу. Редкое, но очень эффектное умение - дроби: русский аналог степа. Тело работает в режиме ударной установки, да при этом еще и танцевать нужно! Это сопоставимо, например, с раскрученными сегодня афро-американским бит-боксерами! - поясняет танцор.
Многие мужские трюки, которые мы сегодня видим на профессиональной сцене, все эти захватывающие дух коленца в ансамблях песни и пляски почерпнуты именно из традиционной народной хореографии. Особенно ярко… и «лакированно» демонстрируется танцевальная доблесть, когда весь ансамбль исполняет сложные движения синхронно, выстроившись в шеренгу. Смотрится это очень впечатляюще, но противоречит сути деревенской пляски, которая, в общем, представляет собой танцевальный поединок, говоря по-современному - баттл. Да, соперники могут повторять друг за другом один и тот же элемент, но все усложняя его, словно подначивая друг друга: «А я вот так могу! А я - еще круче могу!..»
Мария ФЕДОТОВА. Фото Алексея ИНДЕЙКИНА.