В прошедшую субботу в Дубовом зале Литературного музея в рамках уникального филармонического абонемента «Литературная гостиная» звучала тургеневская проза. «Записки охотника» читал артист Московского Электротеатра «Станиславский» Александр Синюков. Перед выступлением он уделил время корреспонденту «НН» для беседы о литературе и театре, славе и популярности.
Листая вечное, в поисках нового
- Тургенев - сегодня не самый популярный автор у чтецов. Почему вы остановили свой выбор именно на нем?
- Ивану Сергеевичу действительно в смысле исполнения со сцены не повезло: его мало читают. Когда я начал готовить эту программу, в чтецком отделе Московской филармонии это был первый Тургенев за долгое время. Но есть такая вещь, как поиск нового материала. Тургенев мне всегда нравился, и когда я взял в руки «Записки охотника», стал их перелистывать, обнаружились рассказы, с которыми сразу захотелось выступить: разножанровые, с юмором, с замечательным сюжетом. Единственный минус, он же, наверное, одна из причин, по которым Тургенева так мало читают вслух, – бесконечные описания природы, каждого героя… Мы подсократили эти длинноты. Получилось динамично.
- Быть может, впечатление от Тургенева подпорчено тем, что его слишком рано проходят в школах, и современным детям непросто вникнуть в бытие крепостных крестьян, барский юмор почти двухсотлетней давности?
- Думаю, это верно, как и в отношении Толстого, Достоевского, Шмелева…
Я сам после «Записок охотника» стал читать Тургенева еще и еще и открывал его для себя в достаточно зрелом возрасте. Мой интерес к этому писателю – к его личности и судьбе - дополнительно подстегнула замечательная книга Бориса Зайцева «Жизнь Тургенева», которую дала мне Антонина Михайловна Кузнецова, мой педагог и режиссер.
- В наступающем году литературный мир отмечает 150-летие Горького. Если бы перед вами встала задача популяризировать Алексея Максимовича, с чего бы вы начали?
- Как ни странно, с повестей «Детство» и «В людях».
- Неужели? Они такие страшные...
- Страшные. Но очень в меня запали. Я в них погрузился, сопереживал герою и его тяжелой судьбе, и автобиографическая трилогия определенно легла на душу. А может, стоило бы начать знакомство с Горьким с ранних рассказов… Кстати, на поступление в театральный институт я готовил «Песню о Буревестнике».
Театр и рядом с ним
- Как вы пришли в актеры?
- Началось, наверное, с того, что начиная с детского сада и далее на всех школьных мероприятиях я успешно читал стихи. Очень любил смотреть театральные постановки по телевизору и слушать пьесы по радио. Одно время даже сам хотел организовать школьный театр, и, наверное, рано или поздно это должно было случиться - появилась мечта стать актером. Правда, поступил я только с третьего раза, зато в ГИТИС и в мастерскую к Марку Захарову.
- Интересно, как учит Марк Захаров?
- Он - практик. Учит прямо на площадке, готовые отрывки пробует так и сяк, задания дает своеобразные… но очень действенные. Например: «Вы сейчас должны быть на грани сумасшествия», «У вас медицинские отклонения - замедляется речь, появляется заикание». Для него всегда важны предлагаемые обстоятельства, задача, ему очень важно найти нечто, выводящее артиста из «среднего», стабильно-комфортного состояния на психически пограничные рубежи. Меня он видел в амплуа характерного героя. И я действительно потом переиграл очень много характерных ролей. Но сейчас играю и социальных героев, и даже героев-любовников.
- Знаю, что в вашей биографии имеется музыкальная страничка: вы - лидер рок-группы. А с этим как сложилось?
- Так же, как и стихи, с юности я любил рок-музыку, особенно русский рок - и до сих пор его люблю - и на этой волне стал сочинять песни, а затем мы с другом-единомышленником Дмитрием Солодовниковым организовали в Уфе группу с характерным названием «Что делать?». Играли на квартирниках, по кафе и ДК, записывали альбомы, в Москве выступали несколько раз. Сейчас друг живет в Гонконге, но когда летом мы встречаемся в Уфе, то даем концерты для наших друзей и продолжаем сочинять новые песни.
Покажите нам таланты!
- Возможно, рано об этом судить, потому что «большое видится на расстоянии», и все же есть ощущение, что в последние пару десятилетий в России снимают гораздо меньше фильмов, которые хочется пересматривать по многу раз. Так ли это и с чем это может быть связано?
- И сейчас появляются хорошие фильмы и достойные сериалы, но я согласен с тем, что их стало меньше. Это может быть связано с уровнем сценариев, с уровнем режиссеров, с количеством времени и денег, затраченных на проекты. Часты малобюджетные, скороспелые вещи, а у хорошего проекта должен иметься большой период подготовки, предварительные репетиции, чего сейчас практически нет: выходят артисты на площадку, их разводят по мизансценам и тут же включают камеру. Все очень быстро снимается. Исключением, конечно, является полнометражное авторское кино. Мне кажется, что эта «скорость» и некоторая небрежность во всем, включая требования к артистам, сказываются на конечном результате.
Еще, по моему мнению, раньше кинематограф был более открыт к новым талантам: активно проводились пробы, на главные роли брали актеров, до того никому неизвестных. Сейчас сложилась замкнутая система: попасть на пробы в большинство хороших проектов достаточно сложно, и даже если ты удачно попробовался, то это еще не значит, что утвердят тебя, а не медийного актера. Но есть режиссеры, которые все-таки пробиваются через это, ищут и предъявляют публике новые лица.
Мария ФЕДОТОВА. (Автор благодарит администратора Нижегородской филармонии Елену Волкову за предоставленную возможность интервью с артистом.)
Справка «НН»
Александр Афанасьевич СИНЮКОВ родился 3 ноября 1969 года в Уфе.
В 1991 году поступил в ГИТИС (РАТИ). После окончания учебы работал в театре-студии «Человек», Центре им. Ермоловой, «Ленкоме», «Театре.doc». С 1998 года - актер Московского драматического театра им. К.С.Станиславского, артист Московской государственной филармонии (чтец).
С 1995 года снимается в кино. В активе артиста - свыше пятидесяти киноработ в фильмах и сериалах, среди которых «Ясмин», «Елки-1914», «Хозяйка тайги», «Интерны», «Ранетки», «Чокнутая» «Папины дочки», «Со мною вот что происходит», «Штрафбат» и другие.