Актерский нудизм на фоне хай-тека в детском театре.Вот и дождались поклонники Михаила Булгакова спектакля "Собачье сердце", поставленного в ТЮЗе режиссером Владимиром Золотарем. Правда, удовольствие от просмотра премьеры оказалось довольно сомнительным.
Все-таки в театр юного зрителя школьники ходят десятилетиями, и как-то противно на сцене, где не происходило ничего фривольнее невинных поцелуев, видеть скачущего голого мужика, словно сбежавшего с подмостков твеновского "Королевского жирафа", которым дразнили наивных жителей американских городков.
Художник поработал на славу: черные железные конструкции, с явным трудом передвигаемые по сцене и освещенные мертвенным светом, наводят на мрачные мысли (подумаю на досуге, не прикупить ли мне вращающийся обеденный стол, - многофункционально). Сцена потопа в квартире профессора длинновата, но просто великолепна, как и вся обстановка - почти в стиле "хай-тек". Доктор Борменталь, постоянно диктующий результаты наблюдений в фонограф, - отличная идея, да и Евгений Козлов смотрится в роли доктора неплохо.
Шариков (Алексей Манцыгин) появляется перед публикой во всей натуральной красе… Я не ханжа и на экспериментальной сцене могу созерцать хоть всю труппу нагишом, было бы это оправданно, но в детском театре щенячьи радости катания на спине, нелепых прыжков и картинного поднимания задней лапы едва ли уместны. Тем более что Шариков здесь совсем не собака. Хотя, может, поклонницы ранее сыгранного Манцыгиным Ромео и получат удовольствие, особенно если учесть, что на Шарикова актер похож больше, чем на шекспировского героя.
Порадовал актер Олег Арлахов - вот кому зритель верил с первой до последней секунды! Сколько эмоций, правдивых и сильных, читалось на лице его седовласого начальника, получившего возможность вновь использовать все прелести дам! Довольно беспомощно смотрелась на его фоне дамочка в исполнении Елены Фирстовой. Где страх престарелой красотки, увлекшейся молодым шулером и готовой на все ради этой любви? Жеманство, и не более того.
Странно выглядит режиссерская трактовка и профессора Преображенского - он постоянно выпадал из эпохи. Причем кого-кого, а Леонида Ремнева в этом обвинить нельзя - профессионал высокого класса. Совершенно нелепа сцена униженного страха и почти стояния на коленях при чтении доноса… И это Преображенский - светило мировой науки, единственная надежда на жизнь и счастье человека!
Дюшес, играющий Шарика, естественно, был лучшим в спектакле, радостно крутил хвостом на поклоне и искал у актеров что-нибудь вкусное. К слову сказать, хозяин год назад подобрал его на улице, так что судьба пса похожа на шариковскую, только вместо заведующего отделом очистки он стал актером, честно отрабатывающим свой паек и контрамарку для хозяина.
В общем, попытка воссоздать эпоху успехом не увенчалась: керосиновых ламп и супницы на сцене было явно недостаточно.
Елена САНИНА.