Как говорят, незамыленный взгляд на регион и его проблемы уже изменил многое в работе областной власти. Эксперты наблюдают ускорение в решении вопросов, смену некоторых акцентов. В приоритете по-прежнему все, что касается непосредственно жизни людей, социальная политика. И в этом лишний раз можно убедиться, знакомясь с представленной Глебом Никитиным новой структурой правительства региона.
Свежим взглядом
Предложенная структура администрации, судя по названиям блоков и подразделений, становится многогранной, более разветвленной, разделенной по смежным задачам и темам. Например, народные промыслы раньше относились к разным министерствам и даже сетовали на «никому ненужность», решение их финансовых проблем по остаточному принципу. А теперь наконец сформировались как отдельное направление, присоединившись к департаменту туризма.
Вместе с этим к чемпионату мира по футболу в блоке под руководством заместителя губернатора сосредоточены министерства спорта и культуры. Есть в структуре финансово-экономический блок, куда вошли собственно минфин, минэкономразвития и инвестиций, министерство информтехнологий и связи.
Первый замгубернатора возглавляет, судя по всему, весьма приоритетное направление - промышленное производство, развитие агробизнеса и предпринимательства. Согласно структуре блок реальной экономики, возглавляемый вице-губернатором, был усилен управлением по труду и занятости населения, которое на данный момент представляет одно из приоритетных направлений работы областного правительства.
Строительному блоку регионального правительства были возвращены функции государственной охраны объектов культурного наследия, а в департаменте градостроительной деятельности отдельным направлением стало развитие агломераций Нижегородской области, которое позволит уделить особое внимание сохранению культурного наследия и самобытности городов. Теперь становится ясно, что глава региона явно строит структуру управления области под решение определенных задач, изменение в сторону гибкости системы.
Смена состава
Хотя Глеб Никитин обещал не делать больших кадровых перестановок, они, как видно, назревают в некоторых направлениях деятельности областной администрации. Невозможно не отметить «смену состава» на весьма ответственных социальных постах. Министра здравоохранения Ирину Переслегину заменил Антон Шаклунов, который прибыл к нам из Республики Крым, где работал замминистра.
Но если Ирина Переслегина пробыла на высоком посту недолго, то замена министра образования Сергея Наумова в педагогических кругах стала неожиданной. Двадцать лет Сергей Васильевич верой и правдой служил школьному делу, и вот теперь сам написал заявление об уходе и покидает свой пост. Министерство, много лет работавшее по одним и тем же шаблонам, по всей вероятности, претерпит и внутренние перестановки. Это видно даже из перемены его названия: образования, науки и молодежной политики. «Свято место» займет пермяк Сергей Злобин, лидер федерального проекта «Школа кадрового резерва», АНО «Институт проблем образовательной политики «Эврика». Понятно, что ветер перемен дует в направлении новых веяний и технологий, где хорошо ориентируются молодые, вошедшие в кадровый резерв.
Ранее уже заменены несколько и.о. министров: Андрей Бетин вместо Виктора Потапова на должности управляющего делами правительства региона, Сергей Баринов сменил Екатерину Пивоварову на должности и.о. министра инвестиций, земельных и имущественных отношений, Сергей Ефимов - Сергея Кучина на должности и.о. министра информационных технологий и связи.
Часы идут
Большинство новых руководителей, как и следовало ожидать, достаточно молодые организаторы, выходцы из различных федеральных структур, не обязательно здешние. Боимся ли мы, нижегородцы, иногородних специалистов? Как комментируют эксперты, свежая кровь никому еще не помешала.
Меняясь, структура администрации становится многогранной, более разветвленной, разделенной по темам. Времени на то, чтобы привыкать, ни у кого нет. Новый год с его задачами и проблемами начался. Семь заместителей и один вице-губернатор, как говорят, это меньше, чем во многих других областях России, и им как-никак подчиняется восемь модулей и 46 блоков в структуре правительства: министерств, департаментов, управлений и других организаций. Нижегородцы надеются, что этот механизм заработает как часы и скоро станет понятен каждому жителю нашего большого региона.
Вера ЧЕБОТАРЕВА. Фото Александра ВОЛОЖАНИНА.
Компетентно
Александр ПРУДНИК, руководитель сектора методологии, методики и анализа социологических исследований Приволжского филиала Института социологии РАН:
- При формировании новой структуры правительства Нижегородской области сделан упор на управляемость, компактность и мобильность. Структура областного правительства создается не абстрактно, а под конкретные задачи. Нужно обратить внимание на то, чем обычно общественность интересуется: кто именно займет тот или иной пост. Но кадровый состав не является определяющим в работе правительства, а эффективность системы управления в первую очередь зависит от адекватной функциональной структуры. Система управления регионом должна быть максимально независима от конкретных кадровых решений.
Бросается в глаза то, что в отдельный блок вошли, казалось бы, различные подразделения: минкульт, министерство спорта, департамент туризма и народных промыслов. Но все они будут непосредственно отвечать за проведение чемпионата мира по футболу в этом году. Это является главным и очень правильным решением Глеба Никитина. Главная идея, заложенная в формирование новой системы управления, - это возможность гибко адаптироваться для исполнения конкретных задач и, исходя из этого, подбирать кадровый состав. Это современная система организации управленческой структуры.
Когда сравниваешь структуру, представленную главой региона, с другими, то бросается в глаза, что в Нижегородской области сделан упор на управляемость, компактность и мобильность. Эти три составляющие и должны обеспечить высокую эффективность ее функционирования. Например, у нас один вице-губернатор и семь замгубернаторов - всего восемь человек. Мы видим, что по этому показателю у нас система выстроена более компактно, чем в других регионах. Например, в Московской области 16 замов, в Санкт-Петербурге - 10, в Кемеровской области - 14.
Валерий ЦЫБАНЕВ, гендиректор Нижегородской ассоциации промышленников и предпринимателей:
- Трудно сказать, какой баланс должен быть между нижегородцами и иногородними в новой структуре управления Нижегородской областью. Плюсы есть и у тех и у других. У нижегородцев может возникать некая «затертость», а человек со стороны, который прошел другую школу, может проявить себя лучше, чем местный. Так что вопрос непростой. Но пока, посмотрев на биографии уже назначенных Глебом Никитиным новых людей, я могу сказать, что они, несмотря на молодой возраст, прошли хорошую жизненную школу, мне это нравится.
Важно не то, сколько у губернатора замов, а чтобы должности заняли компетентные люди. Я не вижу смысла в подсчете количества заместителей губернатора, будь их 2, 5, 10 или больше - это на усмотрение главы региона. За всю историю Нижегородской области у разных губернаторов было разное число замов. Главное, чтобы в их работе были выделены приоритетные направления, правильно распределены полномочия и чтобы посты занимали компетентные и ответственные люди, и неважно, где они родились.
Александр ШАРОНОВ, председатель комитета по бюджету и налогам ЗС НО:
- Главное, чтобы все задачи и вопросы, стоящие перед региональным правительством, решались оперативнее. Насколько новая структура регионального правительства эффективна, будем судить по результатам работы. Глава региона, как и любой руководитель, формирует структуру организации под себя, так, как именно ему удобно. Лично у меня вызывает сомнение необходимость такого количества заместителей губернатора, но глава региона вправе решать это самостоятельно. Главное, чтобы создаваемая система работала четко, как часы, а все цели, задачи и вопросы, стоящие перед региональным правительством, реализовывались и решались оперативнее. Что касается объединения в одном блоке минфина, министерства экономического развития и инвестиций, министерства имущественных и земельных отношений, а также министерства информационных технологий и связи, я считаю, что это вполне логично. Земля, имущество, коммуникации, налоговые льготы - направления, напрямую связанные с работой с инвесторами, нацеленные на улучшение инвестиционной привлекательности региона.