На Пасху свободных мест в оперном театре, где гастролировал Санкт-Петербургский театр "Рок-опера", не наблюдалось. Шел легендарный мюзикл "Иисус Христос - суперзвезда". Мы заглянули за кулисы, чтобы вспомнить, как все начиналось, и выяснить подробности во многом уникальной постановки. Пока на сцене звучали до боли знакомые хиты, под которые выросло не одно поколение меломанов, а из зала доносились дружные аплодисменты и зрительские подпевки, мы с художественным руководителем театра Владимиром Подгородинским, сидя в фойе на диванчике, пытались восстановить историю этой постановки.
Понадобилось благословение церкви
- В 1990 году театр "Рок-опера", - рассказывает Владимир Иванович, - первым в России поставил эту оперу Райса и Уэббера. Символично, что премьера спектакля практически совпала с тысячелетием христианства на Руси, а первый исполнитель роли Христа Владимир Дяденистов получил благословение на эту роль.
- Насколько я знаю, в 1970-х "Иисус…" вызвал шок. Подражать мелодиям мюзикла пытались все. В России даже по-своему началась "уэбберомания". Ансамбль "Поющие гитары", из которого вырос ваш театр, первым в стране спел зонг-оперу "Орфей и Эвридика". Композитор Александр Журбин и не скрывал, что написал ее во многом под влиянием "Иисуса Христа - суперзвезды".
- Да, так все и было. Тогда, кстати, на всю страну прогремели имена исполнителей той постановки Ирины Понаровской и Альберта Асадуллина. Называлась она "зонг-оперой", потому что, как вы, наверное, знаете, слово "рок" в нашей стране было под негласным запретом.
- Но в вашем театре рок-опера появилась спустя два десятилетия...
- Это одна из первых постановок театра. Но она не нуждалась не только в рекламе, но даже и в представлении. Наша редакция отличается от традиционной, она ближе к библейским текстам. Отчасти это обусловлено тем, что спектакль с самого начала выпускался под покровительством православной Церкви, а отчасти и особенностью перевода. Ведь несмотря на почти полное совпадение русского и оригинального текстов, цитаты в нем взяты из Евангелия.
- Говорят, многих зрителей ваша постановка даже привела в православие. Это правда?
- Некоторые молодые люди рассказывали нам, что, посмотрев спектакль, действительно идут в церковь, крестятся. А один священнослужитель после премьеры сказал, обращаясь к артистам: "Мы не можем заставить молодежь прийти в церковь, но вы можете вернуть им Веру!"
Мастера пока не увидим
- А сами Тим Райс и Эндрю Ллойд Уэббер знают о вашей постановке?
- Конечно! Мы присылали им видео, статьи о спектакле. И, судя по всему, наше прочтение им понравилось. Иначе они не продлевали бы нам ежегодно лицензию. А надо сказать, что относятся они к таким вещам очень жестко, могут и отказать. К примеру, недавно они не разрешили одному известному коллективу исполнять музыкальную версию этой рок-оперы.
- Кстати, о Райсе и Уэббере. Не хотите ли вы поставить еще какую-нибудь их оперу? Ведь не секрет, что сегодня это до сих пор самые востребованные авторы мюзиклов.
- Летом в Петербург приедет Тим Райс. Все авторские права на постановку принадлежат ему. Это мировая практика: правами владеет не композитор, а автор либретто. В планах у нас стоит "Призрак оперы", но пока ничего более определенного рассказать не могу.
- А новая опера Уэббера "Мастер и Маргарита", которую он называет своим самым амбициозным проектом?
- Он ее недавно закончил, но это очень дорогостоящий проект.
- Как вы находите состояние современной рок-оперы в нашей стране?
- У нас их практически нет. Конечно, существуют Рыбников с "Юноной" и "Авось" и "Звездой и смертью Хоакино Мурьеты", тот же Журбин. У нас шла еще "Капитанская дочка" Андрея Петрова, рок-оперы Клевицкого, Калле. Но все это больше исключения. Да и для постановки нужны специальные актеры, большие денежные средства…
- А знаменитые мюзиклы, которые идут в стране: "Мамма миа", "Чикаго"?..
- Они идут в Москве. А Москва - это еще не Россия. Потом все эти "кастинговые" мюзиклы набираются всего на несколько сезонов, и тоже стоят многих денег.
Оксана ЗЕМСКАЯ.
Справка "НН"
Санкт-Петербургский государственный театр "Рок-опера" основан на базе ВИА "Поющие гитары". С 1991 года театр - в ведении комитета по культуре Санкт-Петербурга. Это единственный в России музыкальный театр для молодежи.
Все началось с постановки первой советской рок-оперы "Орфей и Эвридика" в 1975 году. Оглушительный успех спектакля вдохновил коллектив "Поющих гитар" на новые эксперименты в этом жанре: в 1978 году состоялась премьера "Фламандской легенды" Р. Гринблата, в 1980-м - рок-оперы "Гонки". Премьеру оперы-мистерии "Юнона" и "Авось" А.Рыбникова и А. Вознесенского в 1985 году можно считать началом истории современного театра "Рок-опера". Именно в этот период театр получил свое нынешнее название. К песенному репертуару "Поющие гитары" уже не возвращались, а в 89-м и вовсе переименовались в театр "Рок-опера".
История в лицах
Алла КОЖЕВНИКОВА:
"На нас ломилась молодежь!"
- Помню киевский Дворец спорта на четыре тысячи мест. Молодежь удерживали конной милицией. Первая рок-опера, первый спектакль подобного рода. Железный занавес - ничего такого никогда не слышали. Ни "Иисуса Христа" бродвейского, ничего. Только слухи доходили оттуда, ловили где-то краем уха.
Богдан ВИВЧАРОВСКИЙ:
"Пел Харона по-комсомольски"
- Тогда же все было нельзя. "Орфея и Эвридику" назвали зонг-оперой, чтобы избежать осложнений. Там были зонги (пошло от театра Брехта), они и сейчас есть, действующие лица, которые говорят от лица автора. Актеры выходили из образа и становились зонгами. Я, когда пел Харона, снимал костюм, переодевался в гражданскую одежду - и пел такие комсомольские "па-пари-ро-ри"... Евгений Евтушенко на концерте в Калуге, где мы были на гастролях, а он снимался в фильме "Циолковский", постоянно спрашивал: "Что это за четыре дружинника выходят?" А в принципе ему очень понравилось и, как оказалось, запомнилось. Потом встретил его в Петрозаводске, прямо на улице, поздоровался. Он ответил не очень дружелюбно, думает, кто это там пристает? Говорю, помните, дружинников, он оживился, оказывается, помнит.
Кстати
Когда музыканты "Поющих гитар" поняли, что будут петь теперь только оперу, группа стала меняться. Кому-то пришлось уйти, а взамен пришли новые люди. Появились люди с актерским образованием. Добрали пластическую ("массажную", как тогда говорили) группу. Долгое время на сцене были живые музыканты - гитары, клавишные, барабан, флейта, виброфон. Потом это ушло.