В Кремлевском концертном зале прошел второй концерт фестиваля современной музыки "Джаз.Ру". На сцене был квартет Ивана Смирнова. Признаться, до недавнего времени имя гитариста Ивана Смирнова ничего не говорило автору этой заметки. Характеристики "выдающийся" и "лучший", щедро рассыпанные по творческой биографии гитариста, в принципе мало что значат. Наводили на размышления факты совместных концертов Смирнова с великими гитаристами, например с Ал ди Меолой и Стивом Ваем, но, впрочем, как известно, большинство великих музыкантов за определенную сумму сыграют с кем угодно (после чего "кто угодно" с гордостью, словно медаль, предъявляет этот биографический факт).
Однако на первой же минуте концерта стало ясно, что Смирнов действительно выдающийся и лучший. Техника у него оказалась просто изумительная, а свободная фразировка живо напомнила о манере Пако де Лусии, так что слушать игру Смирнова было сплошным удовольствием.
В тот вечер на сцене были также потрясающий духовик и вокалист Сергей Клевенский и еще двое Смирновых, сыновья гитариста Иван и Михаил. Первый составил достойную пару своему виртуозному отцу, второй оказался мультиинструменталистом: он играл на перкуссии, клавишных и аккордеоне. К слову, Михаил также пишет музыку для кино. Клевенский, звезда не менее яркая, чем хедлайнер Смирнов, устраивал шаманские песни и пляски, и в его руках перебывала масса самых удивительных дудочек, от жалейки и самодельного диджериду до… кларнетового мундштука.
Музыка, исполняемая квартетом Смирнова, мало похожа на джаз. Это сплав музыкальных элементов русского, испанского, кельтского фольклора, рока и фьюжн. Наверное, это нормально для гитариста, который успел поиграть в столь разных составах, как ВИА "Голубые гитары", экспериментальный ансамбль Э.Артемьева "Бумеранг", джаз-роковый "Арсенал", и впоследствии полностью отдался акустической гитаре. В целом все звучит настолько фантастически, что слушатели вопили от восторга, а в антракте сметали с прилавка смирновские записи.
Мария ФЕДОТОВА.
Справка
История квартета Ивана Смирнова началась в 1995 году. После ухода из "Арсенала" занимался сольным творчеством и испытывал потребность в постоянном сопровождающем составе, а его старший сын Михаил заканчивал обучение в музыкальном училище при Московской консерватории. Отец и сын решили попробовать играть вместе, и именно этот семейный "костяк" и стал основой коллектива. Через год к ним присоединился один из наиболее известных российских специалистов по этническим духовым инструментам Сергей Клевенский, до того работавший с Инной Желанной и Сергеем Старостиным.