Конституционный конец правления Путина как президента России и его ожидаемый переход на пост председателя правительства являются политической реформой, хотя и не слишком очевидной. Она означает конец всесильного института президентства, созданного специально для Ельцина, и усиление роли и власти правительства.
Приватизационный передел
Президентская монополия на власть и право президента страны на нормативные "Указы", имевшие законодательную силу, были введены в 1993 году после разгона Верховного Совета РФ и отмены Конституции РСФСР не для ускоренного развития экономики, а для быстрой приватизации промышленных предприятий и природных богатств страны. Это направление "президентской" активности сумел остановить, а затем и изменить Владимир Путин, ставший президентом страны в результате досрочной отставки Ельцина 31 декабря 1999 года. Стремительный рост популярности Путина обеспечивался в это время не экономическими программами, а победами российской армии во второй чеченской войне. Путин был всенародно избран президентом в марте 2000 года - слишком поздно, чтобы предотвратить произошедший развал многих промышленных и социальных систем социалистического государства, уже исчезнувших в результате "шоковой терапии". В России в 2000 году существовал "олигархический" капитализм. В частную собственность были переданы отрасли, осуществляющие добычу природных ресурсов, нефти, никеля, платины, алюминия, черных и цветных металлов, минеральных удобрений, и другие, уже дающие быстрые прибыли и не требующие серьезных инвестиций. Другие отрасли, требовавшие реконструкции и инвестиций: судо-, самолето-, машиностроение, дорожное строительство и т.д., а также многие отрасли сельского хозяйства часто получали новых собственников, которые вместо развития производства использовали лишь здания и проводили распродажу оборудования. Морские суда с новыми владельцами нередко просто уплывали в другие страны, меняя порты регистрации. Государство не имело возможности для эффективной эксплуатации оставшихся в его собственности предприятий, так как новые "олигархи" предпочитали не платить налогов, регистрируя свои компании за границей в оффшорных зонах. Бюджет страны лишился значительной части прибылей, и обнищавшее население не могло компенсировать налогами эти потери. Значительная часть бюджета расходовалась на выплаты по рекордным в мире внешним долгам, частично унаследованным от СССР.
Однако в 2000 году, когда президентом России стал Путин, процесс разрушения промышленной экономики и приватизации ресурсов не был полностью завершен. Под контролем государства еще находились нефтепроводы и газопроводы и корпорация "Газпром". Не были приватизированы атомные электростанции, единая система электроснабжения, теплоснабжения, водопроводы и другие. В России к 2000 году сохранились стратегические военные силы, космический сектор, военная авиация и Военно-морской флот. Сохранилась и значительная часть внешней разведки, имевшей в СССР глобальный характер. Именно это позволило Путину начать свои реорганизации с усиления "силового блока", что было также важно для обеспечения стабильности в стране.
Отпор олигархам
В течение 2000 - 2003 годов не происходило серьезных реформ в экономике и в составе правительства. Бюджет страны оставался очень скромным. Дополнительные поступления шли лишь за счет изменений налоговых и таможенных правил и не слишком успешных попыток уменьшения оттока капиталов из страны. Либеральные экономисты в правительстве были против государственных инвестиций в экономику. Создание государственных предприятий противоречило догмам "рыночной экономики". Однако частные и зарубежные капиталы не шли в те отрасли, которые не могли обеспечить быстрые прибыли. Многочисленные потребности населения обеспечивались импортом. Важным фактором популярности Путина было то, что "олигархи" были все же решительно отстранены от влияния на внутреннюю и внешнюю политику. Их попытки вернуть утраченные позиции политического влияния были решительно пресечены. Эпизодами этой борьбы была эмиграция Березовского и национализация "ЮКОСа", обвиненных в уклонении от налогов. Этот поворот привел к отставке премьер-министра Касьянова и председателя администрации президента Волошина. Отставка Волошина позволила Путину назначить на пост руководителя своей администрации Дмитрия Медведева, 38-летнего юриста.
При переизбрании Путина на пост президента на второй срок в 2004 году его основной заслугой, оцененной населением, был не экономический подъем, который был еще очень скромным, а восстановление стабильности, борьба с коррупцией, криминалом и терроризмом. Россия также стала более решительно отстаивать собственные интересы в международных делах. Именно из-за оппозиции России Совет Безопасности ООН не смог санкционировать и легализовать вторжение американской и британской армий в Ирак.
Третий путь
После избрания Путина на второй срок приоритетом в его политике стало экономическое развитие России, причем прежде всего государственного сектора и бюджетных отраслей. Были резко увеличены налоги и пошлины на экспорт нефти и минеральных ресурсов. Нет секрета в том, что доходы бюджета росли прежде всего в результате постоянного повышения мировых цен на нефть, газ и другие минеральные ресурсы. В 2001 году экспорт нефти, нефтепродуктов и газа составлял 53,9 процента в общей структуре внешней торговли России, что приносило в бюджет страны около 50 миллиардов долларов. В 2005 году объем экспорта энергоносителей в баррелях и кубометрах не увеличился, тогда как его стоимость возросла до 150 миллиардов долларов. В 2008 году доходы России от экспорта этих же ресурсов планируются на уровне 290 миллиардов долларов. Общий доход бюджета, составлявший в 2001 году около 2,5 триллиона рублей, превысил в 2007 году 6 триллионов рублей. Естественно, возникла дискуссия о наиболее целесообразном использовании этих доходов для развития страны. Либеральные экономисты, министр экономики Герман Греф и министр финансов Алексей Кудрин начали создавать огромный резервный "стабилизационный" валютный фонд, размещая его в иностранных банках. Они аргументировали это тем, что доходы от нефти - это явление временное. Преимущественное использование сверхдоходов на социальные программы и рост доходов населения, которое предлагали другие члены правительства, могли бы стимулировать импорт и инфляцию. Третий путь, к которому склонялись и Путин, и Медведев, состоял в использовании всех этих дополнительных триллионов рублей и миллиардов долларов на ускоренное развитие промышленных и транспортных инфраструктур и на создание высокотехнологических отраслей производства. Часть средств предполагалось использовать на модернизацию армии и военной промышленности. Было также важно обеспечить рост сельскохозяйственного производства, сильно пострадавшего от "шоковой терапии".
Но этот план предполагал преимущественное развитие государственного сектора экономики и, соответственно, расширение полномочий правительства. Реализация этой программы, начатая уже в 2007 году, вела к созданию особых "государственных программ и корпораций" по определенным отраслям: судостроению, авиационной и атомной промышленности, нанотехнологиям и т.д. Указы о создании подобных корпораций и программ издавал Путин как президент России. Однако структурная и кадровая организация этих новых корпораций, а их к настоящему времени уже почти 20, возможна лишь через аппарат правительства, который распоряжается финансовыми фондами. Это превращает правительство в более важный государственный институт по сравнению с администрацией президента. Даже во внешней политике новые торговые контракты становятся важнее всевозможных саммитов.
Рой и Жорес МЕДВЕДЕВЫ.
Урок истории
Премьеры были сильнее
В истории России были периоды, в течение которых роль и власть председателя правительства была сильнее и важнее роли и власти всесильных глав государств. Такая ситуация возникла в 1906 -1911 годах, когда председателем правительства был Петр Столыпин, и в 1965 -1979 годах, когда правительство СССР возглавлял Алексей Косыгин. Развитие страны осуществлялось наиболее быстро именно в периоды правления этих лидеров. Не являясь главами государств, они тем не менее осуществляли важные экономические реформы. Столыпину мы и сейчас обязаны реформами, обеспечившими заселение пустынных территорий Сибири, а Косыгину - за проявление инициативы в разведке и эксплуатации сибирских месторождений нефти и газа и в строительстве тысячекилометровых газопроводов. Косыгин начал в СССР некоторые рыночные реформы и был инициатором строительства автомобильного завода в Тольятти. И Столыпин, и Косыгин добивались своих целей, работая в условиях конфликтов с главами государств того времени. Столыпин конфликтовал и с Государственной думой. У Путина на посту премьер-министра не будет таких проблем.
Глас народа
Мы спросили у нижегородцев, как они оценивают деятельность Владимира Путина на посту президента России и чего ждут от нового тандема Путин - Медведев.
Станислав МЕРЕНКОВ, военнослужащий:
- Я не считаю Путина человеком, который много сделал для народа. В стране так и осталось много безработных, а на среднюю зарплату прожить практически невозможно. Как военнослужащий могу сказать о том, что Владимир Путин сделал для армии. Если раньше контрактники получали около четырех тысяч рублей, то теперь - в два раза больше. Надеюсь, что Медведев продолжит курс по переходу на профессиональную армию.
Александра МОГУЧАЯ, студентка Сочинского государственного университета туризма и курортного дела:
- Я очень довольна правлением Владимира Путина, и вообще он мне очень нравится! Хотела бы, чтобы он остался управлять страной и дальше.
Евгений, музыкант:
- Создался некий культ личности Владимира Путина. Наш народ привык к тому, что за него все всегда решают. На президента возложили много надежд, и вот сейчас, когда он уходит, все засуетились - что же будет дальше? Я считаю, что это неправильно, нужно Владимира Путина "отпустить". Конечно, первое время Дмитрий Медведев будет прислушиваться к советам бывшего президента, так было и у Путина с Ельциным. Но потом все же пойдет своим курсом.
Лидия СТЕПАНОВНА, пенсионерка:
- В стране при Владимире Владимировиче очень много изменилось. Жизнь стала более стабильной, спокойной. Конечно, у пенсионеров как были мизерные пенсии, так и остались. Но все же улучшения есть. Не думаю, что с приходом нового главы государства изменится путинский курс.