Женщина 40 - 45 лет, с высшим образование и опытом работы, имеющая детей. Таков среднестатистический портрет российского безработного. По словам руководителя проекта "Реальная Россия" (исследование социальных слоев общества) Михаила Тарусина, именно категорию граждан старше сорока можно называть "жертвами" экономических реформ 90-х годов. Страны, которая вывела их "в люди", больше нет, а в новой России они чувствуют себя лишними.
Зоя Курамшина, 1956 года рождения, проживает в селе Конево (Балахнинский район). Долгое время была безработной, с мая 2005 года зарегистрировалась в качестве индивидуального предпринимателя и занимается разводом птицы. Ее односельчанка Татьяна Королева открыла свое дело несколькими неделями раньше, выбрав совсем не женский бизнес - лесозаготовку. В этот же день в Городце появился еще один предприниматель старше 40 - Нина Непомилуева, сегодня имеющая собственную дизайн-студию головных уборов. Выбравшись из ямы безработицы, Нина Степановна пригласила на работу швеи еще двух женщин, одна из которых долгое время стояла на учете в Городецком центре занятости населения.
Все эти женщины были участниками семинаров "Поддержка малого бизнеса и самозанятости, подготовка безработных граждан", проводившихся в рамках российско-британского проекта DFID "Экономическое оздоровление и создание рабочих мест". Безработных учили бизнесу в трех "пилотных" районах области (Балахнинском, Павловском и Городецком). В 2005 - 2006 годах в семинарах участвовало 122 человека. Из них 44 процента в последствии трудоустроились, а 26 процентов зарегистрировались в качестве индивидуальных предпринимателей. Среди безработных слушателей 32 процента были старше 40 лет.
- Для участия в семинарах приезжало много людей, даже те, кто живет в далеких деревнях и уже отчаялся найти работу. Отбор слушателей производился по методике "Ассесмент центр": учитывались наличие у человека бизнес-идей, его склонность к риску, присутствие начального капитала. Далее безработные проходили интенсивный трехдневный курс, который включал в себя мотивационную и обучающую составляющие. Людей учили разрабатывать бизнес-идею, создавать бизнес-план, оценивать ситуацию на рынке, искать финансы для развития своего дела, эффективно использовать Интернет, - рассказывает координатор проекта DFID Константин Карабанов.
Семинары, проведенные в Нижегородской области в рамках проекта, дали неплохие результаты. Однако частный бизнес-консультант Наталья Куликова, разработавшая для проекта DFID программы по обучению самозанятости и предпринимательству, признается, что не более 1 - 2 процентов безработных слушателей имели мотивацию к предпринимательству. Некоторые, пройдя через семинары, приходили к мнению, что бизнес - это очень сложно и легче трудоустроиться.
- Здесь кроется очень важный психологический момент. В своем бизнесе (владеет агентством по подбору домашнего персонала) я ежедневно работаю с аудиторией женщин старше сорока, ищущих работу. Мы предлагаем им престижную и высокооплачиваемую профессию, однако многие все равно воспринимают ее как неудачу и становятся гувернатками, экономками, нянями только в случае крайне тяжелых материальных обстаятельств. Эти женщины предпочли бы уйти на ставку учителя в школе, так как привыкли к стусности и престижу своей профессии. И каждый раз я пытаюсь донести до них, что эта престижность определяется не модой, не рынком, а самим человеком и его отношением к делу, - подчеркивает Наталья Куликова.
По ее мнению, сегодня люди страше сорока лет являются самой проблемной категорией граждан в стране. Они словно остановились в безвременьи. На их долю выпало жить во время двух политических режимов и двух экономических формаций. Они пережили тотальную безработицу 90-х и структурную безработицу нового тысячелетия. Каждый из них, теряя работу, переживает сильнейший стресс, осложненный самодиагнозами и мифами. Самый распространенный из которых миф о том, что на работу берут только молодых и предприимчивых.
- Сорокалетние не задумываются над тем, что выпускники вузов точно так же переживают стресс из-за профессиональной "ненужности". Большинство из них, покидая студенческую скамью и далеко не всегда обладая необходимыми навыками и умениями, претендует на зарплату в 600 - 700 долларов, а таких высокооплачиваемых профессий нижегородский рынок сегодня предложить не может. И вообще трудовая мотивация не зависит от возраста. Я работала с людьми предпенсионного и пенсионного возраста, которые полны энергии и не бояться браться за любую работу, только потому что у них была "счастливая" трудовая биография, и они не пережили кризиса "несостоявшегося человека", - отмечает Наталья Куликова.
социологи отмечают ряд факторов, которые мешают специалистам старше сорока лет быть успешными. Как правило, эти люди привыкли чувствовать себя носителем одной профессии и не видят нового содержания, которое вносит в нее время и рынок. Те, кто вырос при социализме, имеют еще одну пагубную привычку: привычку к социально ответственному работодателю, который даже при низкопроизводительном труде не имеет право оставить на произвол судьбы своего сотрудника, его семью и детей. Проще говоря, граждане старше сорока лет не обладают рыночным мышлением.
По словам Константина Карабанова, иностранные партнеры, в том числе и те, которые работали в Нижегородской области в рамках проекта DFID, были поражены тем вопросом, который задавали безработные при поиске вакансий. Большинство из них спрашивали: "А сколько платят на этом предприятии?" Никто из них не интересовался тем, сколько он может заработать и что для этого надо сделать. Необходимость учиться, совершенствоваться, быть конкурентным на рынке повергала многих в еще больший стресс. Большинство безработных старше 40 лет испытывали панический страх перед конкурсами, впадали в агрессивное или невротическое состояние, тем самым раздражая работодателя.
- Во время проведения наших семинаров мы уделяли особое внимание подготовке безработных: психологическим тренингам, тренингам уверенного поведения. Мы использовали активные формы обучения, позволяющее формировать у человека рыночное мышление, убирая стереотипы. И при этом очень жестко проговаривали: "Ваших рабочих мест на рынке нет и не предвидится! Надо принять и осознать сегодняшний день и научиться жить здесь и сейчас!" - говорит Наталья Куликова.
Она считает, что проблема трудоустройства и переобучения людей старше сорока перестанет существовать, когда общество в полной мере постигнет идею "клиентской ориентации". Когда и старый, и молодой будет понимать, что все на рынке есть бизнес, а бизнес есть не что иное, как воспитание клиентов для себя. Что руководитель любого предприятия не злобный империалист, который хочет выжать из своего сотрудника последние соки, а лишь посредник, который распределяет в другие сферы идущие от клиентов финансовые потоки. Эти простые истины несколько лет назад пыталась донести до своих рабочих новая команда менеджеров Горьковского автомобильного завода, повесившая на каждой проходной плакат, гласивший: "Зарплату нам платят покупатели наших автомобилей!"
- Конечно, проблему безработных людей старше сорока на российском рынке труда может решить время. Однако государству не стоит ее игнорировать, а также принимать необдуманных решений по этому поводу, - считает менеджер проекта DFID Кристиан Люне. - Десять лет назад подобная проблема существовала в скандинавских странах. Многие предприятия тогда закрывались, и правительство приняло решение досрочно отправить высвобожденных работников на пенсию. Всего через несколько лет начался экономический бум, и отрасли стали испытывать острый дефицит и квалифицированной, и рабочей силы. Теперь в Скандинавии работу может найти даже пожилой человек. Государство хочет снова вернуть тех работников на прежние места, но уже не может - запрещает закон. Это очень поучительная история. Каждый из нас должен помнить, что любой человек на рынке труда представляет ценность вне зависимости от пола и возраста.
Виктория ШИШАЛОВА.
Из книги Михаила Тарусина "Реальная Россия":
В категорию "интеллигенция" мы отнесли педагогов, врачей, медсестер, санитарок, воспитателей детских садов. Это та социальная группа работников умственного труда со средним специальным и высшим образованием, которая чаще других сталкивается с бедностью. В этой категории граждан доминируют женщины, их доля составляет почти 70 процентов. Причем практически 80 процентов этого высокообразованного общественного слоя работает в государственном секторе хозяйства.
С точки зрения адаптированности к рынку труда категория "интеллигенция" заметно уступает менеджерам. На вопрос "Легко ли вы найдете работу, если потеряете нынешнюю?" только 27 процентов отвечают утвердительно (у менеджеров этот показатель составляет 37 процентов, у топ-менеджеров- более 50 процентов).
Если говорить о социальной психологии, то для категории "интеллигенция" тремя важнейшими ценностями являются интеллект, трудолюбие и милосердие.
Цифры
По данным Росстата, социальный состав безработных в стране следующий: 56 процентов - инженерно-технические работники и служащие, молодежь составляет 24 процента. Каждый второй безработный в России находится в возрасте старше 40 лет. В большинстве своем это женщины.