О проблемах взросления наших детей говорит психолог
Всему свое время
С переходом из одного периода жизни к другому на пути взросления ребенок переживает кризис, связанный с ломкой сознания, психики, мировоззрений, постоянно развиваясь и формируясь, открывает мир, расширяет горизонты познаний. Это не всегда приносит радость и счастье. Параллельно идут разочарования, огорчения, переживания несправедливости. "Близкие любят, оберегают, а какой-то другой малыш в песочнице отнял игрушку и больно ударил по голове. У соседского мальчика красивая машина, гораздо лучше моей. Большие дяди дрались и говорили плохие слова. В саду в землю закопали котенка, потому что он умер. А я что, тоже умру?! И мама?!" Легко ли все это пережить, осознать, принять и продолжать жить. Оказывается, вырасти во взрослого человека - в прямом смысле труд, сопряженный даже с опасностями. Но сам жизненный процесс увлекателен, интересен, как игра.
Мы - взрослые, родители, воспитатели, учителя - выбираем для наших детей интересную, безопасную дорожку на пути взросления. И поэтому мы с ними рядом на всех этапах развития, чтобы научить, предупредить, уберечь.
Мы выбираем детям их судьбу
В моей учительской практике был такой случай. В пятом классе учились братья, которые были совершенно не похожи ни внешне, ни по характеру. Андрей учился плохо, был крайне возбужденным, чересчур подвижным. Как ракета, он носился по классу, еле досиживал до конца урока. В школу часто приходил в школьной форме на голое тело и в ботинках на босу ногу: не считал нужным тратить время на надевание лишней одежды. Был замечен неоднократно в воровстве. В общем, был "трудным". Брат Максим нормально учился, примерно вел себя в школе, обреченно собирал за братом учебники в портфель, который тот забывал брать, улетая из класса. Как странно: воспитывались в одной семье, одними родителями, и такие разные.
Оказалось, что Андрюша - усыновленный ребенок. Мама, будучи в роддоме, уговорила мужа взять отказного. Я больше ничего не знаю об этой семье. Но одна из причин (причем самая весомая) негативного поведения Андрея кроется в том, что было до его рождения. Хорошее начало жизни, если ты желанный. Принимая ребенка в семью, нужно это тоже учесть.
Когда новорожденный оживляется на появление взрослого, начинается индивидуальная психическая жизнь. Взрослые рядом с ним являются не только необходимым условием, но и источником его развития. Об этом важно помнить всем, кто окружает ребенка.
Дома должна быть атмосфера любви, уважения, заботы друг к другу. Ребенок впитывает поведенческие модели окружающих. Ему исполнился месяц, а у него уже появилась потребность в общении. И мы вспоминаем бабушкины сказки, колыбельные песни, стихи Агнии Барто, имитируем голоса животных и птиц и с радостью отмечаем, что ребенок активный, радуется общению.
Что же происходит, если потребность в общении не удовлетворяется? Дети в детском доме отстают в психическом развитии. До 9 - 10 месяцев они сохраняют бессмысленный, безразличный взгляд, устремленный вверх, мало двигаются, ощупывают свое тело и одежду и не стремятся взять попавшиеся на глаза игрушки. Они вялы, апатичны, не испытывают интереса к окружающему. Речь появляется поздно. Даже при хорошем уходе эти малыши отстают в физическом развитии. Тяжелые последствия недостатка общения получили название госпитализма. Дети же, выросшие на руках, увереннее тех, кого чаще держали в кроватке в воспитательных целях.
Кризис первого года проявляется в обидчивости, упрямстве, агрессии, когда взрослый не понимает ребенка или что-то запрещает делать. Так малыш проявляет свою самостоятельность. Причина в том, что у ребенка большие потребности в познании окружающего мира, а возможности недостаточны для удовлетворения этих потребностей. И если родители игнорируют стремления и активность ребенка, то могут сформироваться устойчивые негативные качества личности.
Галина СМИРНОВА, педагог-психолог.