На 1 июля 2008 года намечалось введение в действие некоторых поправок в законодательство об обязательной гражданской ответственности владельцев автотранспорта (ОСАГО). Однако из стен Государственной думы РФ только что вышла поправка на поправку - придерживаться новых положений придется лишь с 1 марта 2009 года.
Другие времена - другие деньги
Являться планово-убыточными и спокойненько жить при этом можно было только в советское время. Сейчас такое невозможно. Даже к бюджетным предприятиям сегодня очень внимательно приглядываются: нельзя ли какие-нибудь их услуги перевести в разряд платных. Что уж говорить о фирмах, по своей сути рыночных, а значит, думающих в первую очередь о прибыли. Страховые компании - именно такие.
Как полагают аналитики, поправки к закону об ОСАГО существенно усложнили бы работу страховщиков. Убыточность от этого вида деятельности пошла бы резко вверх. Хотя бы из-за того, что предполагалось введение упрощенной процедуры оформления страхового случая при убытке до 25 тысяч рублей. Дескать, за такую возможность ухватятся разного рода мошенники. Да и автоводители осмелеют. Если раньше из-за какого-либо пустякового ремонта они не беспокоили виновника аварии и его страховщика, то по новому закону могут предъявить счет. Ведь заниматься-то этим будут не сами, а те компании, где они купили полис ОСАГО. В каждом конкретном случае сумма может быть и небольшой, но во что выльется по итогам месяца, квартала, года в целом для компании?
По упрощенной процедуре оформить страховой случай можно было бы с 1 декабря 2008 года. А с 1 июля - вести прямое урегулирование. Последнее "включается" при одновременном наличии следующих обстоятельств: вред причинен только имуществу и дорожно-транспортное происшествие произошло с участием двух транспортных средств, и оба при этом обязательно застрахованы.
- В идеале для страховщиков введение прямого урегулирования выгодно, - считает генеральный директор ООО "Росгосстрах-Поволжье" Сергей Котов. - Поскольку страховой компании всегда проще и удобнее работать со своим собственным клиентом, чем с чужим, как происходит при сегодняшней системе урегулирования убытков. Это стимулирует страховщика на повышение уровня сервиса - в противном случае недовольный клиент уйдет в другую компанию.
Страховщики же и выступили инициаторами введения прямого урегулирования. Более двух лет назад семь компаний заключили между собой соглашение, что они явочным порядком придерживаются такой процедуры при наступлении страхового случая. Потом к ним присоединились еще несколько автостраховщиков. То есть работает же эта система! Что же заставляет официально откладывать ее еще на девять месяцев? Что за необыкновенное "дитя" должно родиться к назначенному сроку?
Некая информационная структура, в которой бы отразились все страховые случаи и воспользоваться которой можно было бы в любой части страны. Институт техников-экспертов. Ряд нормативных документов. И так далее.
Естественный отбор?
Тот же Котов предполагает, что процедура прямого урегулирования в ее нынешнем законодательном варианте может доставить массу неприятностей страхователям. Предположим, наступил страховой случай и владелец автомобиля подает заявление о страховой выплате. Естественно, своему страховщику. Тот запускает механизм документооборота, а пострадавший ждет. Вдруг выясняется, что здоровью нанесен ущерб гораздо больший, чем думалось вначале. Сгоряча на что-то не обратил внимание, нервное потрясение не сразу вызвало реакцию организма... Надо начинать новый круг собирания документов, теперь для компании, где был застрахован виновник аварии. А как их соберешь, если они существуют в единственном числе и уже в работе?
- Спешка и непродуманность при введении системы прямого урегулирования может выйти боком страховому рынку,- подчеркивает генеральный директор ООО "РГС-Поволжье". - Главное, что дискредитируется хороший закон. В Европе к нему шли десятилетиями, постепенно, по мере готовности. Такой эволюционный путь, по-моему, является самым разумным.
Убедительная аргументация. Уж не она ли сподвигла депутата Госдумы Александра Коваля (фракция "Единая Россия") выступить с законодательной инициативной о поправке к закону об ОСАГО? Многие после 11 июня, когда были приняты поправки сразу во втором и третьем чтениях, так прямо и сказали, что, мол, страховые компании добились своего через лобби в ГД.
- Нет, рынок на самом деле не сумел подготовиться к введению прямого урегулирования, - отметает эти домыслы Дмитрий Попов, первый заместитель генерального директора, исполнительный директор страховой компании "РОСНО". - Решение отложить принималось по четкому осознанию этого. В подобной ситуации все же лучше, что хорошая идея не была дискредитирована. Только в этом году с рынка исчезли две компании - исчезли, не расплатившись по своим обязательствам. Такие явления способны торпедировать работу всей системы.
И он же попытался поставить точку в разговоре о поправках к закону об ОСАГО:
- Я присутствовал при том, как страховому сообществу было объявлено - переноса после 1 марта 2009 года точно не будет, извольте подготовиться. И подготовимся, это вполне реально.
Иной точки зрения придерживается Александр Май, генеральный директор страховой компании "ERGO - Русь":
- Да не будут поправки введены в действие ни через девять месяцев, ни через год. Менталитет надо учитывать. Между прочим, и в Европе не везде действуют по "европейскому протоколу" (то есть по упрощенной процедуре оформления дорожно-транспортного происшествия. - С.И.). Я долго работал в Германии и знаю это точно.
О неготовности россиян перенести на свою территорию европейский опыт говорят и народные избранники, заседающие в Государственной думе. Потому и будет продолжаться "непрямое урегулирование" с "непростой процедурой оформления".
Досье "НН"
ОСАГО введено в 2003 году, условия и тарифы по нему были зафиксированы государством на уровне предыдущего года. С каждым последующим годом стал отмечаться плавный рост убыточности: и количество страховых случаев увеличивается, и средняя сумма убытков имеет ту же тенденцию. За время существования ОСАГО этот рынок уже покинули полтора десятка страховых компаний.
Количество автовладельцев в России стремительно растет. Например, объемы продаж иномарок в нашей стране за четыре месяца текущего года увеличились почти в полтора раза по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. На самые дорогие марки (и новейшие!) давно существует так называемый лист ожидания. Растут и продажи отечественных машин.
За год в России погибают в дорожно-транспортных происшествиях примерно 35 тысяч человек. Еще около пяти тысяч гибнут от ран, полученных в результате ДТП, в течение месяца после аварии. Кроме того, количество раненых составляет от 200 до 250 тысяч человек ежегодно.