Они хотят машину и дом на Кипре

Они хотят машину и дом на Кипре

В первые же дни после своего вступления в должность новый президент заговорил о правовом нигилизме в молодежной среде.Во многих организациях, учреждениях и предприятиях между воспитанием и правовым воспитанием ставится знак равенства. Многие "воспитатели" забывают, во-первых, что помимо права есть и иные регуляторы человеческого поведения, например мораль, религия, этикет, мода и т.д.
Во-вторых, очевидно, и это доказано многими исследователями, что в неумелых и неопытных руках некоторых педагогов при усилении акцентов на права происходит его отторжение. Получают распространение различные виды деформации правового сознания: правовой инфантилизм, фетишизм, идеализм и, наконец, перерождение правового сознания до уровня правового нигилизма.
Построив общество потребителей, за последние 20 лет мы раскололи его на богатых (6 - 8 процентов) и бедных (80 процентов), где разрыв между самыми бедными и богатыми не в 7 раз, как в других демократических, правовых государствах, а в 14 - 20.
Россиянам зачастую хватает умеренности, удержу. Исторически "либо грудь в крестах, либо голова в кустах", "любить так королеву" и другие пословицы и сказки нам об этом напоминают с детства. Может, поэтому мы и живем то в феодализме, то, минуя капитализм, сразу в коммунизме, то в революциях, то в войнах, то в "застое", то в перестройке, то грозный царь управляет, то тишайший.
В семьях современных россиян важнейшим механизмом воспитания в детстве является либо лишение, либо балование.
Потребности студентов так называемых элитных учебных заведений и не очень известных, верхней части Нижнего Новгорода и заречной, как и в пословицах, прямо противоположны. Судите сами, студент элитного вуза - это ребенок такого-то и такого-то чиновника из администрации города или области, это сын или дочь судьи, прокурора, предпринимателя, депутата и т.д. Об этом свидетельствуют и иномарки, припаркованные студентами у своих альма-матер, дорогущие сотовые телефоны и другая атрибутика. А студент из семьи рабочих и крестьян вынужден даже с красным дипломом идти в никому не известный вуз. Манера одеваться, поведение, разговоры, интересы и потребности у них совершенно иные. Вот как выглядят потребности, "изложенные" в элитных вузах: мальчики - большая машина, дом на Кипре, секс; девушки - маленькая собачка, богатый мужчина за 30.
Один из студентов, чтобы не замарать честь мундира, поняв, что лицо среднестатистического студента оказалось не очень симпатичным, на полном серьезе, засучив рукава, написал свою потребность - "робота" через букву "о", с ошибкой в слове из букваря!!!
Потребности в среде студентов нераскрученных и неизвестных вузов, прямо скажем, более "человеческие": сон, еда, секс, работа.
Но что объединяет и тех и других - это потребность брать, а не давать, она же является ведущей и в выборе профессии современной молодежи. Поэтому ниже всего оцениваются профессии учителя, фермера, милиционера, военного.
Потребности - семья, здоровье, радость жизни, положение в обществе, помощь людям, любить и быть любимым - не указываются вообще или упоминаются за редким исключением.
Общей особенностью является низкий уровень выраженности стратегии сотрудничества и неготовность к компромиссам.
Зато высок уровень самоуважения. Отличает также то, что молодежь не особенно настроена на то, чтобы быть лидером, брать ответственность на себя, организовывать в группе мероприятия. Чаще всего такие попытки со стороны пресекаются: "Не высовывайся - сиди тихо!", "Я ничего не знаю, моя хата с краю".
И последнее. Молодежная субкультура не только хорошо управляема, но она ждет своего управляющего. И этот феномен редко используют педагоги, родители, государство. К сожалению, это хорошо понимают криминальные авторитеты.
В итоге мы имеем следующие всевозможные проявления правового нигилизма. Во-первых, это несоблюдение и неисполнение требований закона. Молодежь все больше живет по своим теневым законам и совершает уже половину всех уголовных деяний в стране.
Во-вторых, это подмена законности прагматической целесообразностью. Молодежь чувствует по отношению к себе безразличие и откровенно потребительское отношение власти и общества. Они видят, что успех богатых зависит от способности приспосабливаться, умения воровать.
Очень часто это неуважение к суду и правоохранительным органам. При нарушении своих прав они обращаются к связям либо надеются только на себя и родителей.
И наконец, это аполитичность и отсутствие сопричастности к делам государства, теряется ощущение Родины, заграница для них более привлекательна, и 70 процентов опрошенных считают, что человек должен жить там, где ему больше нравится.
Сергей ДЕГТЯРЕВ, кандидат юридических наук, доцент.

Следите за нашими новостями в удобном формате