Иностранных трудяг в области не хватает.В прошлом номере “”НН” мы писали об итогах операции "Нелегал-2008". Представители ФСБ, ГУВД и Федеральной миграционной службы проверили работодателей на предмет незаконного присутствия на их "полях" иностранных рабочих. Итоги оказались не совсем утешительными. В чем причина сложившейся ситуации?
Наверное, стоит начать с того, что гастарбайтеров на отечественном рынке труда немало. Хотя этот факт известен и без напоминания. Колоритные телегерои прямо-таки вышли "из народа". И теперь кроме как Рамшаном и Джумшутом иностранных трудяг (независимо от национальности) у нас и не называют.
Иностранцы за свой труд просят немного, с ними можно расплачиваться через "серые" конверты, да и возникшие претензии в комиссию по деловым спорам работники вряд ли понесут - сами трудятся на птичьих правах. Именно поэтому труд гастарбайтеров столь полюбился экономным отечественным работодателям. До того полюбился, что государству пришлось въезд Рамшанов и Джумшутов в страну срочно ограничить.
В результате Федерация придумала доселе в этой сфере неизвестную процедуру квотирования. Суть ее состоит в том, что разрешение на работу в России с 2006 года выдается ограниченному количеству иностранцев. Остальные же официально работать права не имеют.
До 1 мая органы Федеральной миграционной службы собирают с работодателей заявки на прием гастарбайтеров на следующий год. Количество заявок элементарно математически складывается и появляется квота.
Только в этом году органы власти решили квоты резко урезать. Да и работодатели сильно не торопились и о своих потенциальных "инрабочих" не заявляли. В результате квота в Нижегородской области на работу иностранцев, по сравнению с 2007 годом, уменьшилась в полтора-два раза.
Казалось бы, все должны быть довольны - работодатели получили столько работников, сколько им было надо, Федеральная миграционная служба (ФМС) провела учет приехавших трудиться иностранцев. Вот только никто не рассчитал, что в области (да и в целом по России) начнется строительный бум, а нижегородцы работать на стройки идут крайне неохотно - непрестижно и тяжело.
Данные нестыковки привели к тому, что квота исчерпала себя буквально за несколько месяцев. А по законодательству дополнять списки иностранных рабочих нельзя. Результат не заставил себя ждать: на нижегородских стройках появилось большое количество нелегальных узбеков, молдаван и иже с ними. Это как раз и подтвердил описанный нами 30 июня рейд.
Вторым негативным результатом "нерасчетливого квотирования" стала спекуляция рабочими местами. Дальновидные фирмы "заказывают" в ФМС квоту, к примеру, на сто иностранцев. А на самом деле им нужны всего двадцать. Другая фирма, наоборот, хотела обойтись двадцатью, а реально им понадобились сто. И как на рынке - товар нашел покупателя. Первая фирма официально отказывается от своих гастарбайтеров в пользу второй компании. Цена одной "левой" квоты по неофициальной информации стоит от четырех до семи тысяч рублей. К слову сказать, оформление законной квоты обойдется работодателю в полторы-две тысячи. Выгода налицо.
Как рассказал директор строительной фирмы, пожелавший остаться неизвестным, существует еще один вариант обхода закона. Фирмы, имеющие достаточно квот на гастарбайтеров, могут и сдают своих работников в аренду. Звучит, конечно, как при крепостном праве, но суть та же.
Андрей ВОВК.
Цифры
В 2006 году квота по России на иностранную рабочую силу составляла почти шесть миллионов человек. В 2008 году она сократилась до двух миллионов. По данным Федеральной миграционной службы, в Россию ежегодно приезжают более 20 миллионов мигрантов. Совокупный годовой заработок мигрантов, работающих в России, - 20 миллиардов долларов.