Этим летом Саровская пустынь отметит свое 300-летие. Масштабы праздника вполне сравнимы с дивеевскими торжествами: со всей России на него соберутся до 10 тысяч паломников. Свое участие в нем уже подтвердили патриарх Московский и Всея Руси Алексий II, представители официальной власти Нижегородской области и другие лица. Впервые за долгие десятилетия Саров будет презентовать себя не как "город ядерщиков", а как "легенду духовного подвижничества".
Колокольня Саровского монастыря высотой 81 метр - это визитная карточка самого закрытого города региона и все, что осталось от знаменитой обители. В современном Сарове, больше похожем на респектабельную европейскую villege, сохранилось лишь слабое напоминание о былом величие некогда стоявших здесь храмов. Прямо за колокольней в сквере, разбитом на месте монастырской площади, два креста с лампадами. Когда-то здесь стояли храм Пресвятой Богородицы и Успенский собор, построенные еще в XVIII веке. Первый большевики разрушали полтора года - такие крепкие были стены, второй в 1951 году взорвали - вместе с тем, что осталось от пятиярусного резного иконостаса и икон византийского письма. Не уцелела и богатая библиотека, все ее книги были сожжены здесь же, на монастырской площади. Вместе с гибелью монастыря исчезла и память о том, что происходило за его стенами. Далеко не все паломники и туристы, собравшиеся в 2003 году всего в 12 километрах от Сарова на дивеевские торжества, посвященные столетию со дня канонизации преподобного Серафима, знали, что жизнь старца была тесно связана именно с этой землей. Сюда он пришел в 40-е годы еще послушником Прохором Мошниным, здесь же состоялся как святой, проведя в полном одиночестве более 16 лет в Дальней Пустынке. На глазах Серафима строился Саровский монастырь. Он видел, как поднимали на колокольню самый большой двадцатитонный колокол, на его глазах освящали престол Успенского собора, у алтаря которого он был погребен после смерти. Два года назад археологи подняли слой земли на месте северо-восточной стороны собора и обнаружили склеп святого: три ступеньки, остатки старой кирпичной кладки и надгробие. Этим летом строители возводят сень-часовню над местом захоронения старца. Работы финансирует Фонд Серафима Саровского совместно с Росэнергоатомомом. К августу - а именно на это время назначено празднование 300-летия Саровской пустыни, памятник будет готов. По словам главы администрации города Сарова Валерия Дмитрова, к концу июля должны завершиться реставрационные работы еще на одном объекте - храме Иоанна Предтечи, поставленном на месте келии первоначальника обители пустынников, иеросхимонаха Иоанна. На данный момент храм штукатурят снаружи маляры и расписывают изнутри нижегородские художники из мастерской Алексея Анцифирова. Один из немногих, собор Иоанна Предтечи уцелел при советской власти: в 50-х годах его купольную часть разрушили, само задние разделили перегородками на три этажа и долгое время в нем располагались светские учреждение, в том числе и подразделения физико-ядерного центра. Была уничтожена и "изюминка храма" - источник, бьющий из-под земли в сквозной арке собора. Около этого источника в 1692 году отшельник Иоанн вырыл первую из знаменитых саровских пещер. Спустя два столетия источник засыпали. Строители приступили к его возрождению только весной 2006 года. - Мы начали вскрытие на том месте, где по описанию находился источник. На глубине 5 метров вдруг забила грязная вода. Когда с помощью отряда МЧС удалось откачать грязь, мы увидели фрагменты старого деревянного сруба. Докопались до самой доломитной плиты (саровская гора состоит из доломит и мерселя - мягких пород, которые легко копать) и наткнулись обнаружили источник с чистейшей саровской водой. Работы по благоустройству скважины уже завершены. Сейчас мы по просьбе епископа Нижегородского и арзамасского Георгия делаем рядом купель. Так что на этом месте, где еще двадцать лет назад стояли станки, этим летом начнут крестить людей, - рассказывает начальник Управления архитектуры, градостроительства и землеустройства города Сарова Валерий Лыков. Кроме того, этим же летом гости Сарова смогут попасть в его легендарные пещеры. Триста метров подземных коридоров и келий и даже церквь, названной в честь Киевопечерских чудотворцев Антония и Феодосия, размурованы и реставрируются. Пещеры рядом с храмом Иоанна Предтечи относятся к самым ранним годам существования Саровского монастыря - отшельники копали их еще в 17-18 веках. Под землю уходили самые ярые аскеты. Здесь они проводили в молитвах долгие годы, не видя неба и солнца. О тяжести подвижничества и силе веры свидетельствует обстановка одной из подземных келий общей площадью два квадратных метра: выдолбленная под лампаду ниша в стене и каменный уступ. Именно на таких уступах спали "ребер не приклонив" - стоя на коленях и опершись на него локтями.
К сожалению, увидеть эти и другие легенды саровской земли в праздник смогут не все желающие. В режимном городе трудно расположить большое количество паломников, хотя когда-то Саровский монастрь принимал до 5 тысяч верующих. В этом году на 300- летие пустыни ждут от 7 до 10 тысяч, однако по словам Валерия Дмитрова, все они будут расположены на "открытой" площадке в Дивеево.
- Режимный вопрос действительно очень сложный и его никто не может отменить. Саров остается закрытым городом, так как его главная функция - выполнять заказ для обороны страны. Мы намерены возрождать обитель, если это произойдет, то возродится и монашеская жизнь. Все эти сложные вопросы должно решить время и компетентные лица, от себя могу добавить, что в этом году мы сделаем все, чтобы на уровне принять гостей праздника, - подчеркивает глава саровской администрации.
Говорить о возрождении Саровского монастыря в его исторических границах пока действительно рано. В этом году город передаст епархии 15 объектов, в том числе южный келейный корпус, игуменский корпус, трапезные, северо-восточный братский корпус. В следующем планируется начать оценку состояния уцелевшего фундамента Успенского собора. На восстановление Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского монастыря ушло 15 лет и колоссальные средства из областного и федерального бюджетов. Когда "городу ядерщиков" вернут одну из его легенд - монастырь в том виде, в каком он существовал до разрушения, не знает никто. Однако Саров не теряет надежды. Здесь радуются, что заразились "строительной лихорадкой" Дивеева и каждый раз подчеркивают: "Не храмами славилась Саровская обитель, а именами своих великих подвижников!"
Виктория ШИШАЛОВА.