Кто вы,доктор Иванов?

Кто вы,доктор Иванов?

Несколько лет назад на Первом канале крутили рекламный ролик.Обаятельный доктор говорит девушке-пациентке: "Если у вас нет с собой зубной щетки…" И дальше - про остаточки пищи, про необходимость иметь при себе жвачку "Орбит"… И уже в конце ролика: "Здоровые зубы - это красивая улыбка, а улыбка - это легкость в общении, это успех в работе..."
И подпись в титрах: "Профессор С.Ю. Иванов"…
"Орбит Сергеевич"
Вся страна была уверена в том, что "профессор Иванов" - актер, одетый в белый халат, который произносит написанный сценаристом текст. А профессор-то оказался настоящий! Сергей Юрьевич Иванов, доктор медицинских наук, профессор, президент ассоциации хирургов-стоматологов и челюстно-лицевых хирургов в СТАР - стоматологической ассоциации России, член Британской ассоциации челюстно-лицевых хирургов, член Европейской ассоциации челюстно-лицевых хирургов и т.д. На тот момент он являлся деканом стоматологического факультета в Московском государственном медико-стоматологическом университете. И некоторые московские коллеги до сих пор называют его в шутку Орбит Сергеевич.
Впрочем, эта шутка так и осталась в столице. А главный герой некогда навязшего в зубах, простите за каламбур, "стоматологического" видеоролика недавно переехал в Нижний Новгород. Дело в том, что три месяца назад ректор Нижегородской медицинской академии Борис Шахов принял решение о создании новой кафедры и сделал профессору Иванову предложение, от которого московское светило ну никак не могло отказаться. Ибо оно, предложение, сулило необъятные перспективы для человека увлеченного, азартного, отчаянно верующего в добро, влюбленного в жизнь, в людей, в свою профессию, наконец. Таким, собственно, и является теперь уже наш доктор Иванов, заведующий кафедрой челюстно-лицевой хирургии и имплантологии НГМА.
Московский мальчик из хорошей семьи
Он коренной москвич. К тому же типичный мальчик из хорошей семьи. Родился в знаменитом роддоме Грауэрмана, что на Старом Арбате, жил в Староконюшенном переулке. Медиков в роду до него не наблюдалось. Мама - чертежник-конструктор, папа - художник-декоратор в Малом театре. В связи с последним обстоятельством детство отчасти прошло за кулисами.
- Так привык к театру, - шутит Иванов, - что впоследствии пришлось жениться по расчету.
Расчет оказался верным: Ирина, любимая жена доктора Иванова, которая работает инженером сцены в театре Российской Армии, родила ему дочку Наталью, которой сегодня уже 23 года. Окончив вуз, она стала экономистом. А еще у них есть сын. Сергею Иванову-младшему пока только одиннадцать, но уж тут Иванов-старший решил твердо: сын пойдет по отцовским стопам. На то он и наследник!
И каждую пятницу, казалось бы напрочь выпотрошенный пациентами, до изнеможения уставший от всякого рода научно-медицинских и хозяйственно-организационных проблем, доктор садится в ночной поезд Нижний Новгород - Москва, чтобы на рассвете - как припасть к роднику - обнять жену и чмокнуть сына в теплую макушку. А каждый понедельник утром, явившись прямо с Московского вокзала, он предстает перед коллегами, как всегда, бодр, улыбчив, полон неиссякаемой энергии, обаяния, остроумия и прямо-таки лучезарной доброты.
- У нас тут все от него без ума, - тихонько шепнула мне на ухо заведующая отделением 39-й больницы Нина Ямуркова, которой предложили на новой кафедре должность доцента. А он, услышав, озорно подмигнул: вот теперь и еще одну базу для своей кафедры заимел!
- Вы часто бываете за рубежом. Как ощущаете себя с такой "редкой" русской фамилией? - спрашиваю я у него. Парирует мгновенно: - Нормально, если учесть, что девичья фамилия моей матери - Сидорова…
Офицер полиции ООН
Закончив клиническую ординатуру, молодой Иванов защищает кандидатскую диссертацию. Работает обычным врачом, оставаясь ассистентом кафедры. А в 1987 году, устав от безденежья, уходит в Центральный госпиталь МВД: как-никак за погоны доплачивали… И вот тут судьба его совершает крутой поворот, последствия которого могли быть самыми неожиданными. В 1992 году, когда резня между сербами и хорватами уже разгорелась вовсю, ему предложили командировку в Югославию. В составе делегации миротворческой миссии ООН. Когда он узнал, что зарплата его будет составлять 150 долларов США в сутки, то сразу согласился. И то сказать: квартиры нет, живут с родителями, раздолбанный "Жигуль" на ладан дышит… Но сразу после собеседования ему выдали голубую каску офицера полиции ООН и такого же цвета бронежилет.
- Можно, я это перед отъездом заберу? - попросил он свое военное начальство, дабы не пугать жену, которая, конечно же, была уверена, что муж едет лечить, а не воевать.
Но там, в югославском городе Абравац, на границе Сербии и Хорватии, в пылу сражений забыли, что один из семи офицеров, прибывших из России, - доктор. Так он стал офицером полиции. Уже тогда активно внедряющий во всякую работу свой принцип "Главное - дисциплина и планирование" офицер Иванов был замечен тамошним начальством, французским полковником, и вскоре получил повышение. Свою полицейскую карьеру за год пребывания в Югославии он закончил в чине начальника дежурного отделения полиции ООН, за которой последовало приглашение в Женеву. Но за этот год он написал здесь три главы докторской диссертации, карьера челюстно-лицевого хирурга привлекала его гораздо больше, а самое главное - он очень скучал без семьи…
Медаль Организации Объединенных Наций "За службу мира" и врученный затем Борисом Ельциным орден "За личное мужество" хранятся в ящике его письменного стола в московской квартире и напоминают о том, что пути Господни неисповедимы.
Старший врач госпиталя "Фрэнчхэй"
- Потерпи, лапуня, потерпи, солнышко! - Во время операции он, как ни странно, не становится суровее и напряженнее. Одинаково ласков и с больными, и с подчиненными. Такое ощущение, что и на татами - у Иванова черный пояс по карате - он видит перед собой не противника, а просто хорошего человека. Кажется, что все ему дается легко и даже самые серьезные операции он делает играючи… Сегодня, к примеру, в течение четырех с половиной часов оперировал молодую женщину. Он высыпает передо мной каскад медицинских терминов типа "альвеолярные отростки", из хитросплетений которых я все же понимаю смысл: челюсть пациентке Иванов сделал из тазовой кости.
…На пороге обернулся и, прощаясь, улыбнулся своей "фирменной" ивановской улыбкой:
- Я вас нежно целую…
…Защитив докторскую, Иванов получает приглашение ректора его родного ММСИ академика Соколова на должность заведующего кафедрой. Он счастлив, он, конечно же, соглашается и… уезжает в Англию. Его друг и коллега Питер Ревингтон из Бристоля пригласил его поработать старшим врачом в консалтинг-госпитале "Фрэнчхэй". Доктор Иванов, судя по всему, еще не решил тогда, чего он больше хочет достичь: вершины в науке или совершенства в профессии хирурга. Но практика в хирургии - первое дело, в этом он не сомневался никогда. Поэтому, занимаясь наукой, он оперирует очень и очень много. А под его непосредственным руководством уже защитились 6 докторов и 35 кандидатов наук, он является автором или соавтором 18 изобретений в области челюстно-лицевой хирургии и имплантологии. Один из его учеников Александр Мураев вслед за ним приехал в Нижний и работает рядом с учителем. А сам учитель два года назад получил грант президента Путина "За создание в России школы имплантологии".
Идея фикс
Недавно я увидела на столе в его кабинете рекламный проспект одной из крупных нижегородских стоматологических клиник. Не утерпела, съязвила:
- Изучаете, Сергей Юрьевич, базу конкурентов?
- А вот и нет! - весело возразил он, на ходу запивая ватрушку собственноручно заваренным чаем. Насколько я поняла, так он обедает. - Я только что для их руководства четырехчасовую лекцию прочитал. У них техника, оснащение, а у государственных клиник - специалисты. И все друг другом недовольны. А надо, чтобы они объединились…
Его нижегородский проект - это три основных направления. Он загибает пальцы:
- Стоматологическая имплантология - раз! Реконструктивная и пластическая хирургия челюстно-лицевой области - два! И (на этом месте он даже зажмуривается от удовольствия) разработка новых методов лечения онкологических заболеваний - три!
И доверительно, по секрету:
- Мы, кажется, очень близко подошли к возможному излечению рака…
Еще одна подробность: в качестве ассистента на кафедру он принял нижегородского хирурга-онколога Оксану Тихонову.
Словом, идея фикс доктора Иванова - это создание в Нижнем центра челюстно-лицевой хирургии и имплантологии. Кстати, недавно он встречался с нашим губернатором, и тот идею поддержал, обещая всяческое содействие.
- Валерий Павлинович много лет контролировал в Москве социальную сферу, ему не надо было долго объяснять степень важности моего проекта, - довольный, похвастался он мне сразу после встречи.
…Как-то я спросила его:
- Сергей Юрьевич, а что дальше? Вы же не успокоитесь! Вот создадите центр в Нижнем Новгороде…
Разгадав мою мысль, он заливисто расхохотался:
- Такие центры должны быть в Сургуте, в Воронеже, в Курске, в Казани…- и неожиданно замолчав, как будто и не к месту, вдруг произнес фразу, над смыслом которой, мне кажется, я отныне буду думать много лет:
- Добро правит миром, я уверен…
Татьяна ЧИНЯКОВА.

Маленькая деталь
Все пациенты для доктора равны. Эту заповедь, как и многие другие, он на всю жизнь усвоил благодаря своему первому учителю профессору ММСИ Алексею Бизяеву. А кого он только не оперировал! К примеру, министра МВД Ерина и заместителя министра Абу-Даби, воронежского бухгалтера и бристольского учителя… Он даже тигра однажды оперировал, из хабаровского зоопарка.

Следите за нашими новостями в удобном формате