При определении уровня Чебоксарского водохранилища интересы энергетиков должны стоять на последнем месте
Уровень Чебоксарского водохранилища не будет поднят выше той отметки, которая обеспечивает безопасность Нижнего Новгорода, и здесь интересы энергетики должны обсуждаться в последнюю очередь. Вот в такой ультимативной форме сформулировал вице-губернатор Нижегородской области Виктор Клочай свою позицию на заседании рабочей группы по проблеме Чебоксарского гидроузла Ассоциации «Большая Волга».
Заседание рабочей группы проходило в конференц-зале Волжского речного пароходства, в крыле Нижегородского Речного вокзала. После реконструкции Речной вокзал стал симметричным «кораблем», и теперь можно представить себе, что он плывет вверх или вниз по реке – кому как нравится. Во время жарких споров о прошлом, настоящем и будущем Чебоксарского гидроузла не раз казалось, что этот корабль меняет направление. Вверх – вниз, вперед - назад! Кто же прав в этом затянувшемся на десятилетия споре?
Застопорив почти двадцать лет назад на гребне перестройки подъем уровня Чебоксарского водохранилища, нижегородцы и марийцы спасли себя от затопления. Но чуваши не получили ожидаемого эффекта от своей ГЭС, а сотни гидротехнических сооружений охранной зоны оказались впоследствии разрушены или разворованы. С тех пор спор вокруг подъема уровня тянется с переменным напряжением, в зависимости от экономической ситуации в стране.
Спор обрел новое звучание после того, как выяснилось, что не чистившийся пятнадцать постперестроечных лет фарватер Волги настолько обмелел, что груженые суда не могут преодолеть гидроузел Горьковской ГЭС, да и ниже по Волге появились проблемы. Возник проект низконапорной плотины у деревни Большое Козино с мостовым переходом на автодорожном маршруте НИЖНИЙ НОВГОРОД – КИРОВ. Он был обречен с самого начала на столь же непримиримый спор, как ребенок в неблагополучной семье – вроде бы и неплохой малыш, да невовремя родился.
Спор нешуточный. Он затрагивает интересы нескольких регионов, стоит сотни миллионов рублей и поэтому в лоббистах со всех сторон недостатка нет. А тут еще застарелый чебоксарский проект! Попытку решить обе проблемы сразу были предприняты в мае этого года в Чебоксарах, но, похоже, она не очень получилась. И вот новый раунд переговоров под эгидой Ассоциации «Большая Волга» в Нижнем Новгороде. Председатель исполнительного комитета ассоциации «Большая Волга» Валентин Родионов предварил заседание небольшим вступлением, выдержанным в духе примирения, но – зря старался. В ответ Виктор Клочай сразу определил позицию – мы за 65 метров, и ни сантиметра выше!
Заместитель генерального директора ГидроОГЛ-9 (структура РАО «ЕЭС России») Расим Хазиахметов попытался сместить акценты – мягко напомнив о недавнем упреке президента РФ Владимира Путина в адрес энергетиков в том, что сдерживают экономический рост страны, он попытался перенаправить его Клочаю. Мол, мы за всю страну радеем. Чебоксарская ГЭС недогружена, оборудование на столь низкий уровень не рассчитано и происходит его быстрый износ. Пообещал с решением своих проблем всеобщее разрешение. ПО затопленной Волге пойдут грузовые суда – привет Нижнему Новгороду! Обрывистый берег укрепит инженерная защита города – привет Нижнему Новгороду! Низконапорную плотину включат частью проекта завершения строительства Чебоксарского гидроузла – привет Большому Козино! А всеобщую радость осветят сотни дополнительных мегаватт электричества с Чебоксарской ГЭС.
Казалось бы, прекрасные перспективы. Что не устраивает нижегородского вице-премьера? Его не устраивают гигантские суммы, которые надо еще выбить на берегоукрепление и дополнительные меры защиты. Наш человек, он знает, что чем больше и дороже проект, тем призрачней перспективы его завершения. Чебоксарский гидроузел начали строить аж в 1968 году, сама ГЭС начала работать на пониженной отметке в 1988 году. И для завершения его сегодня снова требуется несколько лет и два миллиарда рублей. И обвинения в саботаже президентских наказов Виктор Клочай отверг сходу. Вся прибавка электроэнергии уйдет на работу гидронасосов по всей длине затопленного берега от Нижнего Новгорода до Чебоксар. Расплачиваться за нее будут муниципальные образования нижегородских и марийских районов. А им и сегодня не на что жить.
Но жестче всего нижегородец спросил о цене вопроса. Откуда она такая высокая? Самарские гидротехники, готовившие проект( не выдержавший, кстати, независимой экспертизы), указали на нижегородское муниципальное предприятие «Инженерная защита города» и «Гипроречтранс», обсчитывавшие стоимость нижегородской части проекта. «Вы понимаете, что в кабинете Грефа через неделю главным аргументом будет цена вопроса?!»
Все понимают. Но все на что-то надеются. Главное ведь в том, что когда потомки будут пожинать плоды проекта, те, кто его осуществлял, будут уже неподсудны суду мирскому. А Божий суд нескор, да и что на него уповать. Настораживает в этой истории вот что. Сегодня в стране делаются попытки реанимации многих гигантских проектов, похороненных обломками перестройки. Есть среди них действительно стоящие такого возрождения. Есть такие, что устарели, и намного экономичнее решить проблему по-другому. А есть такие, которые лучше и не вспоминать от греха подальше.
Если энергетикам надо четко знать, как дальше быть, то ответ они уже получили – 65 метров. Если они хотят нас электричеством залить, то для этого есть другие пути – на два миллиарда рублей можно построить семь плавучих атомных станций, спроектированных ОКБМ. Если их волнует транспортная проблема Нижнего Новгорода. То на те же два миллиарда мы два моста построим через Оку и Волгу – и нет проблемы. А чтобы пароходы посылали нам вечный привет, нужно просто углублять фарватер – каждый год, и это тоже намного дешевле, чем поднимать уровень всей Волги еще на пять метров. И если кто-то думает, что пять метров это мало, пусть приезжает к нам на весенний паводок. Кстати, я живу на Стрелке и хорошо знаю, что такое сырой подвал.
Елена СТАРИЧЕНКОВА.