Татьяна ЦЫГАНКОВА:Будущие актеры рациональны, но малообразованны

Татьяна ЦЫГАНКОВА:Будущие актеры рациональны, но малообразованны

В новом учебном году Нижегородское театральное училище им. Е.Евстигнеева отметит 90-летие. На праздник съедутся выпускники изо всех уголков России, в том числе и актеры, знаменитые на всю страну. А пока в помещении училища идет масштабный ремонт. Несмотря на занятость, директор НТУ Татьяна ЦЫГАНКОВА уделила время корреспонденту "НН".
- Татьяна Васильевна, многие признают, что наше театральное - лучшее в своем роде в стране. Как бы вы сформулировали: в чем его самобытность?
- Самобытность начинается с того, где мы живем: в коренном русском городе, который когда-то - давно, правда, - был театральным. Во-вторых, у истоков училища были яркие личности, которые заложили хорошую основу. Это и первый директор Лебедев, и, конечно, Виталий Лебский с Еленой Агаповой. А их последователи поддерживали традиции, иногда вопреки политике местных начальников, пытавшихся убирать неугодных. Также важно, что училище небольшое. Творческое учебное заведение должно быть как семья, и я уже почти 40 лет забочусь об этом. Коллектив единомышленников создается в атмосфере любви к студенту. Должно быть внимание к тому, что в нем заложено, надо блюсти традиции русского психологического театра. На периферии наше училище действительно считается лучшим. В 2000 году нам даже дали грант "Лучший институт искусств года".
- Обучаете вы не только актерскому мастерству, ведь хороший артист невозможен без знания жизни, людей, своей страны...
- Безусловно. Мы даем хорошую гуманитарную базу. Недаром люди, окончившие наше училище и не нашедшие себя в театре, успешно продолжают обучение на филологических, психологических факультетах. У нас история литературы, театра, изобразительного искусства преподаются на очень высоком уровне. К сожалению, сейчас нас подгоняют под стандарт техникума. Идет перестройка театрального образования без учета специфики творческой профессии.
- Как руководитель вы должны обладать деловыми качествами, но, поскольку руководите специфическим заведением, вам присущи и творческое начало, и эмоциональность. Не мешает одно другому?
- Мешает, как же не мешает! Но за 38 лет я привыкла. Еще мешает отсутствие денег. Какая бы власть на дворе ни была, припевка одна: "На образование и культуру нет денег, нет денег…" А мы как раз относимся и к образованию, и к культуре.
- В этом году в Нижнем появилось еще одно театральное учебное заведение - филиал РАТИ на базе ТЮЗа. Как вы можете прокомментировать его появление?
- Амбициозный худрук ТЮЗа хочет быть хозяином везде. Он не захотел стать просто преподавателем в нашем училище. И открыл этот филиал вопреки тому, что сейчас государство стремится прикрывать все эти "заочные образования", потому что это халтура. В ТЮЗе козыряют тем, что сюда будут приезжать профессора из Москвы. Но что значит "будут приезжать"? На три дня?! А использование первокурсников в массовках тюзовских спектаклей просто вредно. Я не вижу в открытии этого заведения ни творческого смысла, ни экономической потребности. Выпускниками нашего училища укомплектованы все нижегородские труппы. Наших выпускников берут Любимов, Доронина - их уровень подготовки удовлетворяет, а худрука нашего ТЮЗа не удовлетворяет! Это даже странно…
- Меняются ли студенты от поколения к поколению? Заметна ли в нынешних ориентация на легкие деньги, быстрый успех любой ценой?
- Ориентация на деньги, конечно, есть. Современные студенты рациональны, как и молодые актеры, которые колоннами идут в сериалы. В то же время эти ребята более требовательны к преподавателям, они хотят работать, и мне это нравится. Но их общекультурный кругозор гораздо уже, чем у прежних. У них нет навыка чтения, они мало видели спектаклей и хороших фильмов, совсем не знают академическую музыку и русскую историю. Конечно, это можно исправлять, но я им все время говорю: "Вы опоздали лет на пять. "Войну и мир" надо было читать в 15 лет, а вам придется в 20". Время-то мчится, а чтение требует всего человека!
- Со своими выпускниками вы поддерживаете дружбу?
- Да, постоянно общаемся. Лето приходит - они все сюда приезжают. Вот недавно с Наташей Бочкаревой виделись. Сериал, благодаря которому она прославилась ("Счастливы вместе". - О.Г.), конечно, дурацкий, но работать в этом жанре непросто, а она способный человек, может играть все, что угодно.
- Можно ли спрогнозировать успех артиста? Те ваши выпускники, которые стали знаменитыми, уже в студенческие годы выделялись?
- Конечно, талант видно. Когда пришли Ира Мазуркевич, Андрей Ильин, их было видно. Но бывает так, что человек растет постепенно и проявляется не сразу. Та же Наталья Суркова - красивая, эффектная, но рядом с ней учились более способные студенты. Но им не хватило характера, целеустремленности, а ей хватило.
- А обратные примеры есть? Когда в студенческие годы артист заявляет о себе очень громко, а потом не получает больших ролей, большой славы?
- Вот так бывает чаще. Но тут вина не артистов, а театров и режиссеров, которые не видят актера, не хотят видеть. Да и нет режиссеров-то! Ведь выпускника училища надо растить в театре. Во главе театра должен стоять режиссер с позицией, с организаторским и творческим талантом, а это сейчас крайне редко...
Беседовала Ольга ГОРНОВА.

От редакции. Некоторые высказывания г-жи Цыганковой субъективны, поэтому “НН” готовы предоставить возможность руководителям ТЮЗа высказать свою точку зрения.

Следите за нашими новостями в удобном формате