Говорят, когда в армии появился мундир, тогда же возникло и это всем известное выражение - честь мундира. Не просто форменная одежда, а некий моральный кодекс, за сохранение которого в разное время было сломано немало копий и в угоду которому иной раз попирались закон и справедливость. Эта история о том, как закон взял верх над чинами и регалиями и справедливость восторжествовала.
Сумерки
15 января 2016 года в пятом часу вечера на 99-м километре трассы Нижний Новгород - Саратов столкнулись два автомобиля. В одном из них, марки «Шевроле Лачетти», майор полиции возвращался из областного центра, куда ездил по делам службы, в родной Арзамас. Рядом на пассажирском сиденье пристегнутая ремнем безопасности, как потом будет записано в полицейском протоколе, находилась пассажирка - коллега майора. Была пятница, вдобавок день рождения майора, поэтому водитель особо не спешил. «Управляя технически исправной автомашиной», он, как следовало из того же протокола, «осуществлял движение по проезжей части в условиях сумерек с включенным ближним светом фар автомашины со скоростью около 80 км/ч». В другом авто марки «Форд Маверик» с поминок из Шатков в Нижний Новгород возвращался абсолютно гражданский человек вместе со своими близкими родственниками. В отличие от майора, он спешил въехать в Нижний до наступления темноты и двигался со скоростью 125 км/ч «по проезжей части автодороги, которая на данном участке имеет две полосы движения, по одной в каждом направлении, разделенные сплошной линией». Инспектор ДПС скрупулезно описал место ДТП… Игнорируя свидетельские показания, сошлемся на запись видеорегистратора: внезапно «Шевроле» изменил траекторию и выехал на встречную полосу. Увидев такой маневр, водитель «Форда» попытался избежать столкновения и инстинктивно съехал на правую обочину. На той обочине они и встретились.
Неожиданный вывод
Материалы дела пестрят медицинскими заключениями. «Разрыв печени с развитием внутрипеченочного кровоизлияния, закрытый перелом поперечных отростков 5-го поясничного позвонка с развитием забрюшинной гематомы, закрытая черепно-мозговая травма в виде сотрясения головного мозга, травматический шок, которые в совокупности причинили тяжкий вред здоровью по признаку опасности для жизни…» Это о водителе «Форда». 66-летний мужчина, сидевший рядом на пассажирском сиденье получил травмы, не совместимые с жизнью, и скончался в больнице, куда его доставила с места происшествия скорая помощь. Травмы различной степени тяжести получили и остальные участники ДТП.
Казалось бы, все ясно как белый день. Каждый водитель знает, что выезд на встречку через сплошную линию - серьезное нарушение правил дорожного движения. Сразу после аварии на место выехали сотрудники ГИБДД, члены следственно-оперативной группы. Позже специалисты делали замеры, проводили автотехнические и судебно-медицинские экспертизы, опрашивали свидетелей, которые находились в обеих машинах. И пришли к выводу: у водителя «Форда» была техническая возможность остановиться, а вот майор полиции на скользкой дороге наехал на выбоину и не мог справиться с управлением по уважительной причине. То есть выехавший на встречную полосу водитель был признан… потерпевшим, а водитель «Форда», ехавший по своей полосе, - подозреваемым, чью вину в гибели человека осталось только доказать. Гражданину без погон объяснили: если бы он затормозил, столкновения не было. Твердо стоял на своей позиции и майор: на дороге была яма! Для тех, кто сомневался, организовали выезд на место аварии, правда, только 14 марта. «Яму» нашли, следователь, который вел дело, ничтоже сумняшеся составил обвинительное заключение против водителя «Форда» и отправил его для утверждения в прокуратуру. Прокурор, судя по всему, хорошо знал ПДД, поэтому не захотел признавать белое черным, а черное - белым и направил дело на дополнительное расследование. В следственном отделе по расследованию дорожно-транспортных происшествий ГУ МВД по Нижегородской области провели повторные экспертизы, и у следователя возникли сомнения в правильности расстановки фигурантов. По крайней мере, тон в отношении гражданского водителя уже несколько смягчился, а в отношении майора, напротив, ужесточился. Дескать, на дороге был знак, предупреждающий о скользкой дороге, надо было снизить скорость…
Справедливость торжествует
Неправда, что тот прав, у кого больше прав. И на поговорку «Закон, что дышло» в русском фольклоре найдется немало других: «Закон не кол - не обтешешь», «Закон не забор: через него не перелезешь». В июле 2017 года уголовное дело по решению прокурора города Арзамаса было направлено для расследования следователям СК.
- По всему видно, дело искусственно затягивалось, - рассказывает сегодня следователь следственного отдела по городу Арзамасу СУ СКР по Нижегородской области капитан юстиции Александр Кармазин. - Мы направили материалы своим коллегам в Мордовию, очередную автотехническую экспертизу проводили специалисты из Саранска…
Что и требовалось доказать: независимая экспертиза подтвердила, что в действиях майора полиции усматриваются нарушения, а в адрес гражданского водителя было вынесено постановление о прекращении в отношении его уголовного преследования. Майор, недовольный такой рокировкой, продолжал отстаивать свою позицию и умышленно затягивал расследование. Кстати, от должности майора его освободили, но из органов не уволили. Если учесть, что до выхода в отставку по выслуге лет ему осталось совсем чуть-чуть, такие «хитрости» шиты, как говорится, белыми нитками.
- Материалы, предоставленные для ознакомления, он читал по 40 - 50 страниц в день, - рассказывает следователь. - А дело состоит из пяти томов…
В конце концов обвинительное заключение было направлено арзамасскому прокурору, а после утверждения - в суд.
Казнить, нельзя помиловать
Белое вновь стало белым, а черное - черным. Спустя два с половиной года потерпевший и виновный поменялись местами.
Из материалов уголовного дела:
Водитель, управляя автомашиной Chevrolet Lacetti, проигнорировав требование знака «Скользкая дорога» протяженностью 2 километра и действующего в месте совершения дорожно-транспортного происшествия, в нарушение Правил дорожного движения… не избрав скорость, обеспечивающую водителю возможность постоянного контроля над движением транспортного средства, не учитывая при этом интенсивность движения, дорожные и метеорологические условия, видимость в направлении движения, не справился с управлением автомашины, допустил выезд на встречную полосу движения, нарушив правила и создав опасность для движения и причинения вреда… В результате его преступных действий пассажир автомобиля Ford Marevick XL получил телесные повреждения, от которых скончался в ГБУЗ НО «ГБСМП им. Владимирского», а водитель автомобиля Ford Marevick XL получил телесные повреждения, причинившие тяжкий вред здоровью по признаку опасности для жизни…
Приговором суда подсудимому назначено наказание в виде 2 лет лишения свободы с отбыванием наказания в колонии-поселении. Приговор в законную силу еще не вступил. Только по этой причине не называю фамилии фигурантов уголовного дела.
Татьяна ЧИНЯКОВА.