Последним в сезоне гостем стал москвич Станислав ЛЬВОВСКИЙ - один из основателей Союза молодых литераторов "Вавилон", автор трех поэтических книг, прозы и переводчик англоязычной поэзии XX века.
Его стихи либо очень коротки, либо очень длинны. Но в длиннотах все равно ничего существенного не выговаривается. Ведь то, что может быть сказано, не должно быть сказано ясно. Таково кредо. Автор, обреченный изрекать стихи, просто обречен и никому ничего не должен. Это его выбор.
можно было быть нежным
и сильным
можно было богатым
и не справедливым
только речь оказалась
такой вещицей
что никуда от нее не деться
пока она длится
а она длится
Один из сборников Львовского называется заманчиво - "Стихи о Родине". Действительно, мало кто пытается поднять эту тему в современной поэзии. И уж совсем не знаю кто - может. Так, чтобы получилось ново, дерзко, но с любовью. У Станислава Львовского не так. Он из тех, кто на протяжении лет этак двадцати уже занимается развенчанием веры в Родину, именуя веру - мифом. Видно, крепок миф, раз так долго не сдается. Странно только, что занятие это в литературе до сих пор называется "актуальным". Вот и для Львовского Родина
вся состоит
из запаха нищеты в метро
утренней темноты
выпусков новостей
и коричневатого снега
застревающего в ребристых
подошвах ботинок
Не более того. "За чертой города ничего нет"...
Когда трагедия превращается в фарс (как в стихотворении на тему "Евровидения", где младые певицы воспевали закон зоны), "актуальный" автор лишь констатирует факт. Потому что предполагается, что боль от столкновения с трагедией настолько сильна, что словами не выразить. Удобная поза. Такая, что не разберешь - а есть ли она, боль?
Поэзия, производимая частью литературного поколения 1990-х, которая и была в основном представлена в этом году в "Буфете", так долго морщилась при упоминании о какой бы то ни было идеологии, что скукожилась до идеологии тривиального, набившего оскомину, состарившегося еще при зачатии либерализма-релятивизма. Это когда, например, черное в определенном ракурсе и при определенном освещении кажется белым. Или серо-буро-малиновым. А, в общем, все фиолетово... Вот примерно об этом были почти все стихи, расслышанные лично мной в "Буфете".
В следующем сезоне организаторы обещают устроить встречи нижегородцев с поэтами, относящимися к поколению 1960-80-х. Может быть, они смогут поведать что-то более новое, чем их молодые коллеги?
Ольга ГОРНОВА.