Уроки отменяются: дети в «цифру» погружаются

Уроки отменяются: дети в «цифру» погружаются

В школе будущего не будет привычного распределения ребят  по классам,  не придется учиться от звонка до звонка, учителей заменят тьюторы (наставники), а вместо бумажных учебников будут планшеты с индивидуальной программой обучения для каждого ученика. 

Формируя среду

Пока во все  это верится с трудом, однако согласно проекту «Цифровая школа»,  современные технологии должны быть внедрены в образовательный процесс уже к 2025 году. То, что школа будущего должна быть цифровой, ни у кого не вызывает сомнений, но что это значит? Как оказалось, для этого совершенно недостаточно оснастить  учебные кабинеты компьютерами, интерактивными досками и другим дорогостоящим оборудованием. 

- В ряде нижегородских школ  интерактивные доски используются лишь в качестве экрана для демонстрации презентаций,  где-то ими пользуются как маркерными приспособлениями, а где-то они вовсе висят без дела, - с сожалением констатировал  и.о. регионального министра образования Сергей Злобин на международном Digital-саммите.  

Получается, что прошедшая компьютеризация не принесла особых изменений в учебный процесс.  

По словам Сергея Васильевича,  сегодня  существует, по крайне мере, четыре основных направления в понимании того, что такое цифровая школа.  

Во-первых, цифровая  - это значит умная школа  с точки зрения инфраструктуры. Это контроль доступа ребенка на территорию образовательного учреждения, карта учащегося,  которая  служит пропуском, позволяет оплатить питание, выполняет роль читательского билета, а также используется при посещении занятий дополнительного образования.  

Второй подход к цифровой школе заключается в попытке оцифровать образовательные ресурсы. В худшем случае это отсканированные учебники, в лучшем - это создание интерактивных комплексов, которые используются в образовательном процессе. 

Третий вариант более продвинутый: школа формирует собственную цифровую образовательную среду, то есть создает возможности для детей получать знания дистанционно - через интернет-ресурсы, которые будут связаны с конкретными предметами, преподавателями. Эти ресурсы позволяют получать домашние задания, общаться с педагогами.

Смелый эксперимент 

Четвертый вариант  для регионального минобра является приоритетным. Он подразумевает ликвидацию классно-урочной школы в привычном понимании. В этом случае обучение детей ведется на базе  образовательной платформы, которая предполагает набор различных курсов при поддержке виртуальных или реальных тьюторов, а также  возможность построения ребенком индивидуальных образовательных траекторий. Ученик сможет выбирать себе курсы  как своей, так и  любой другой школы, вуза, а также учиться на других образовательных ресурсах.  Это позволит ему  независимо от того, где он живет (в маленьком селе или большом городе), и от того, сильная у него школа или слабая, формировать собственную учебную траекторию и получить максимальное качественное образование.  

Для этого педагога должен заменить  индивидуальный наставник, его предназначение - помочь ребенку сориентироваться в том, как учиться в цифровой школе. 

- Я убежден, что модернизация учебного процесса невозможна без отказа  от того, что его ограничивает,  а это линейное расписание и классно-урочная система.  Однако к таким революционным изменениям школа пока категорически не готова. Поэтому  нужно работать с педагогами, готовить их к работе в новых условиях, иначе это или вызовет отторжение, или, что хуже, школы будут имитировать  работу в «цифре», - подытожил министр. 

Как рассказал Сергей Злобин, в этом году будет запущен эксперимент по обучению детей с помощью единой образовательной платформы. Он будет реализовываться на базе одного сельского муниципального района, где есть крупная школа и 11 малокомплектных. В небольших учебных заведениях от 18 до 60 учеников, а число педагогов варьируется  от пяти до восьми. Из-за этого сложно  в полной мере гарантировать детям высокое качество образования.

- Мы объединим весь муниципальный район в единую образовательную платформу. Это предполагает трансляцию уроков из большой школы на малые,  проведение совместных реальных и виртуальных лабораторий, интерактивных проектов. Если эксперимент будет признан удачным, то этот опыт мы будем распространять дальше, - отметил и.о. министра.  

На сегодняшний день в мире пока нет успешно реализованной модели реализованной цифровой школы. Однако есть международные университеты, построенные на цифровой платформе. Есть программа обучения  «Остров - 1021»  - это принципиально новая модель образования, когда человек за 10 дней может пройти курс, который сформирован персонально для него. 

Технологии избавят от рутины

Внедряя цифровую технологию в образовательный процесс, очень важно не сломать те тонкие настройки, которые существуют в образовании.  С другой стороны, есть наболевшие проблемы, которые можно решить с помощью «цифры». 

-  Одна из первоочередных задач - высвобождение педагога от рутины. Количество бумаг, отчетов, что  приходится заполнять педагогам, катастрофическое. Между тем большая часть  данных собирается автоматически.  С минобром мы оценили то количество времени, что тратится на отчетность в школах, и вычислили стоимость этой работы. С точки  зрения финансовых затрат государства получилось, что  тратится 16 млрд рублей  ежегодно.  Эти деньги сопоставимы с тем, что потратила страна на модернизацию системы здравоохранения, - рассказал директор по развитию и технологиям в ГК «Ростех, Национальный центр электронного образования»  Артур Аухадеев. 

 Вторая проблема, которая существует, -  это качество цифрового контента. Что касается индивидуальных траекторий, то вариантов моделей для их выстраивания существует множество -  их может быть неограниченное количество в системе образования.   Стоит задача создания сервисов на уровне субъектов РФ. У государства есть важная задача по накоплению больших данных. Когда эти данные будут собраны, накоплены (а именно все характеристики, особенности личности детей, родителей), то мы сможем формировать объективные траектории, которые будут выражаться в виде рекомендаций людям, принимающим решения об их использовании. 

Еще одна проблема цифровой школы - безопасность людей и безопасность персональных данных. В любом случае  подход к цифровой школе должен быть комплексным. 

-  Мы  провели  апробацию персональных электронных устройств в прошлом году - было роздано порядка 6 тысяч планшетов ученикам школ Екатеринбурга и Свердловской области. В эксперименте участвовали  начальные классы, а также ребята из  7-х и 8-х классов. Эксперимент прошел успешно. Оказалось,  обучение с их помощью в начальной школе дает явные преимущества,  так как для этого возраста характерна игровая деятельность. Старшеклассники встретили устройства с меньшим восторгом, но большинству работать с планшетами понравилось. Главный показатель - успеваемость в целом выросла, а те, кто отставал, подтянулись до среднего уровня. Планшет для школы  выполнен в виде книги: один экран обычный, другой - дисплей с электронными чернилами, который  не вредит зрению учеников, - рассказал   Артур Аухадеев. 

Александра Махлина. Фото Александра Воложанина.

Мнения

Мария ВОРОПАЕВА, учитель, дефектолог:

- Вариант цифрового объединения школ в сельских районах -  действительно выход. Создание же единого образовательного пространства, объединяющего  школы больших городов или всей страны, это слишком сложно и вряд ли этот опыт будет успешным.  Как будет формироваться образовательный контент, кто будет отбирать лучшие образовательные программы,  курсы? Еще не факт, что образовательные программы, созданные в столицах,  хорошего качества и их нужно брать за образец. У каждого учителя свои наработки, свои приемы обучения, и они не всегда универсальны. Я вообще считаю, что нужно возвращаться к советской школе. Учебники, пособия того времени намного лучше современных. Например, я использовала в работе  сборник диктантов разных авторов, но лучшего эффекта, чем от занятий по сборнику диктантов Костенко времен СССР, не было.

Евгения ШТЫРЕВА, мама третьеклассницы: 

- Прогресс не стоит на месте, технологии развиваются. Но я убеждена, что «цифра» - это всего лишь инструмент в руках учителя. Я прилагаю усилия к тому, чтобы у моего ребенка были хорошие педагоги. Если учитель опытный, то результат не заставляет себя ждать, чем бы дочка ни занималась - будь то английский язык, математика или вокал. Я не совсем понимаю, кто и как будет выбирать то, что именно и на каком уровне изучать моему ребенку. Сама дочка пока не в состоянии ничего выбрать, она может лишь оценить то, что ей предлагают:  нравится - не нравится, интересно - скучно. Мои знакомые заканчивали Технион в Хайфе. Студенты в этом израильском вузе сами выбирают, какие курсы и в какой последовательности изучать. Так вот, знакомые констатировали, что им было сложно сделать выбор и составить оптимальный набор курсов так, чтобы выбранные дисциплины дополняли  друг друга.

Следите за нашими новостями в удобном формате