Когда оказия занесет вас на противоположную сторону земного шара, в Нью-Йорк, не пожалейте времени и загляните на Брайтон-Бич. Это в Бруклине; пройти туда можно, например, из Манхэттена по Бруклинскому мосту, и там - не совсем Америка. Очень поучительное место.
Нижегородский театр «Комедiя» открыл сезон премьерой - спектаклем «Рандеву на Брайтон-Бич» по пьесе Виктора Шендеровича «Потерпевший Гольдинер» в постановке Павла Ушакова. Героев в спектакле всего двое - «понаехавшие» в Нью-Йорк Гольдинер и миссис Уотсон. Кто на кого «наехал» и вообще насколько тесен мир, выясняют в полуторачасовом спектакле исполнители главных ролей Игорь Смеловский и Мария Кром.
Роль Гольдинера, конечно, бенефисная. Смеловский перевоплощается с явным удовольствием, напоминая своей веселой игрой о кривляниях Бельмондо в «Чудовище» - каскадера в роли «овоща» на инвалидной коляске. С ювелирно-точно отмеренной долей смака он на полтора часа становится дико смешным и жалким неопрятным стариком из тех, что месяцами не переодеваются, а в сокровенном кармане брюк прячут особо измызганный мятый платок для утирания подтекающей слюны. У Гольдинера советское прошлое, а в прошлом - подлая тайна. Имеется у него и откровенно никчемное настоящее, с появлением в его комнате молодой американки начинающее явственно отдавать то одесским Привозом, то болливудской мелодрамой.
Американка выписана без изысков. Это особенно заметно в сравнении с колоритным Гольдинером, так что режиссер постарался прикрыть лаконичность образа юмором, лирикой и опять же мелодрамой.
Особую «атмосфэру» создает заоконное бытие Маленькой Одессы, населенной колоритными персонажами. Впрочем, спектакль - отнюдь не смешная пьеса «пго стагого евгея». Здесь есть что вспомнить каждому, кто успел пожить при Советах, и попробовать ответить на вопрос, отчего в советское время страна мечтала о колбасе, а сегодня былых мечтателей «колбасит».
Мария Владимирова.
Тайны лаборатории
В преддверии премьерного показа в театр «Комедiя» приезжал автор пьесы. Виктор Анатольевич встретился с постановочной группой, с журналистами и, признавшись в тесных неслучайных связях с Нижним Новгородом, приоткрыл некоторые тайны творческой лаборатории.
- Какова история создания «Рандеву на Брайтон-Бич»?
- В 2010 году Геннадий Хазанов показал мне бродвейскую пьесу «Приходящий мистер Смит» - там две мужские роли, старый еврей-ортодокс и молодой гей - и попросил садаптировать текст под него и его дочь Алису, которая тоже играла на сцене. Прочитав первую сцену пьесы, я ее закрыл, чтобы она не мешала мне писать, потому что не хотел знать, что будет дальше, а зерно уже было схвачено. Я так и не узнал, кстати, чем там все закончилось.
В столкновении двух антиподов я понял, что их должно что-то связывать в прошлом, заставил их кое-что узнать друг о друге. У этой пьесы нет ни возрастной, ни географической, ни национальной целевой аудитории, есть лишь посвящение «всем уехавшим и оставшимся», потому что советское прошлое, как ни крути, бросает отсвет на всех нас. Но пьеса не только про советское прошлое, она шире: о том, как сменяются поколения, ничего не знающие друг о друге. Молодежь уже пятнадцать лет назад не понимала вещей, которые мне казались самоочевидными.
- Был ли реальный прообраз у вашего главного героя?
- Фамилия Гольдинер сама «вылезла» в процессе работы, и только потом я вспомнил, как у меня был знакомый по фамилии Гольдберг. Именно его образ смутно стоял перед глазами все время, пока я писал, и когда я «навел резкость», то явственно увидел этого насмерть запуганного еврея, который в партию вступил исключительно в состоянии безумной паники. Он, кстати, меня из комсомола исключал. Впрочем дальше на сцене начались актерские чудеса, потому что Филозов, Этуш, Школьник - все они играют очень разных Гольдинеров, так что, когда смотришь собственную пьесу, каждый раз видишь разные истории. Ведь когда пьеса отдана в руки режиссера, когда начинается театральный процесс, драматургу уже нечего вмешиваться. Как сказала одна моя знакомая, «родил - отойди!». Потом можно прийти и посмотреть, что получилось. Кстати, в вашем театре «посмотреть» интересно особенно, потому режиссер-постановщик - совсем еще молодой человек. Признаюсь: поначалу я немного опасался, что эту пьесу поймут исключительно мои ровесники и ровесники моих родителей. Ведь уходит поколение Гольдинера, уходит советская эмиграционная фактура, Брайтон меняется. И жутко любопытно: как это прозвучит здесь?
Кстати, о возрасте. Когда я показывал эту пьесу Константину Райкину, он сказа: «Для того чтобы сыграть старика, нужно иметь очень крепкое здоровье». И он был абсолютно прав: посмотрите - поймете!
Мария ФЕДОТОВА. Фото предоставлены пресс-службой театра «Комедiя». Автор благодарит пресс-службу театра «Комедiя» за активное содействие в сборе материала.