Тридцать лет назад началась головокружительная карьера певца, композитора и пианиста Дмитрия Маликова. За это время он создал более ста великолепных песен, многие из которых вошли в золотой фонд отечественной эстрады: «Сторона родная», «До завтра», «Нет, ты не для меня», «Стефания», «Студент», «До утра»...
С юбилейным концертом, посвященным 30-летию творческой деятельности, маэстро выступит 31 октября в Нижегородском Кремлевском концертном зале.
Корреспонденты «НН» позвонили артисту в Москву, расспросили его о творчестве, о семье и счастье.
В поиске нового задания
- Дмитрий Юрьевич, не каждому артисту удается быть популярным и модным так долго. В чем секрет вашей популярности и востребованности? Каким видите свое искусство в будущем десятилетии?
- Я не знаю, в чем секрет популярности. Возможно, когда мы начинали, было не так много артистов, и поэтому песни, да и сами артисты, глубже западали в душу людям. Сегодня артисты быстро появляются и так же быстро исчезают. Потом, я стараюсь не останавливаться на достигнутом и не превращаться в ретроартиста, а просто идти вперед и в ногу со временем. Не всегда это получается, потому что сказывается возрастная и вкусовая амортизация, но, по крайней мере, я стараюсь и пытаюсь в отличие от многих-многих других исполнителей, которые верны своему амплуа. Нет, я это не осуждаю. Просто констатирую, что шире смотрю на вещи и стараюсь не думать о старых заслугах, а быть современным и актуальным сегодня.
Чем именно я буду заниматься в ближайшем десятилетии, предсказать очень трудно, потому что хотелось бы и песни писать, чтобы они становились бы популярными, и инструментальной музыкой заниматься, какие-то перформансы делать и экспериментировать с различными жанрами… Сейчас как раз нахожусь в поиске большого нового проекта, большого нового к себе задания.
- Композитор Римский-Корсаков в шутку называл дирижирование болезнью. «Вирус» ее не обошел стороной и вас - однажды вы встали перед симфоническим оркестром. Какое чувство испытали при этом?
- Дирижирование - это отдельная профессия. Дирижер, театральный режиссер, руководитель большого творческого коллектива - всегда особая ответственность, особая энергетика, большая внутренняя сила и уверенность в себе… чего мне подчас не хватает, и поэтому я не стал ни режиссером, ни дирижером. Я довольствуюсь больше кабинетом студии и роялем зала: мне это ближе, хотя не исключено, дирижировать еще буду. Получить этот колоссальный опыт, когда под твоими руками работает, как машина, оркестр, было очень интересно, здорово и мощно!
Дуэта с Пугачевой не будет
- Ваш просветительский проект «Перевернуть игру», с которым приезжали в Нижний Новгород - «инъекция» академической музыки для молодежи. Когда ждать обещанных литературных релизов?
- Проект «Перевернуть игру» был экспериментом. Продолжать делать его, подключая обещанных литераторов и художников - безусловно, интересная задача, но она требует поддержки на уровне соцзаказа. Одному с этим не справиться: я не обладаю ресурсом и производством для создания таких спектаклей. Но тем не менее стык жанров, стык различных форм, где объединяются мюзикл, концерт, лекция, коучинг, мне очень интересен, и, думаю, в этом направлении еще будут рождаться проекты.
- Вы шокировали своих поклонников заявлением, что собираетесь исполнить что-нибудь дуэтом с лидером группы «Ленинград» Сергеем Шнуровым, кстати назвав его, ввиду популярности, «Пугачевой нашего времени». Удалось осуществить эту задумку?
- Нет, со Шнуровым дуэта я не сделал. Хотя, безусловно, он очень яркий человек - человек, который официально может себе позволить ругаться матом, и никто его за это не осуждает, а наоборот, складываются оды в его честь, я имею в виду телевизионные программы и прочее. Шнуров - желанный гость на всех мероприятиях, в том числе на представительных форумах с участием правительства. Его огромный личностный талант сложился таким образом, что он сумел всех в этом убедить. Но я не сторонник нецензурной лексики, меня от нее коробит, особенно когда она звучит на сцене.
Формула счастья
- В январе этого года вы с супругой во второй раз стали родителями. Колыбельную маленькому Марку успели сочинить?
- Безусловно, я много играю нашему сынуле, преимущественно песни а-ля колыбельные: он, как любой маленький человек, немного возбуждается, когда звучит тревожная музыка, которой у меня немало. Поэтому стараюсь успокаивать Марка какими-то убаюкивающими мелодиями. Ну и «Спокойной ночи, малыши!» ему тоже играю, тем более, что сам когда-то вел эту программу в течение трех лет.
- Лев Толстой писал: «Счастлив тот, кто счастлив дома». А вы счастливый человек?
- К своему рубежному возрасту я подхожу полным сил, относительно здоров. Вокруг близкие люди, которые, что важно, тоже здоровы. Я многого добился, у меня большие планы, много хороших друзей. Да, я часто ощущаю себя гармоничным и счастливым человеком. Чего и вам желаю!
Мария ФЕДОТОВА, Владимир ШЛЫКОВ. Авторы благодарят Александра Бениша за содействие в организации интервью.
Справка «НН»
Дмитрий МАЛИКОВ родился 29 января 1970 года в Москве. Композитор, пианист, продюсер, народный артист России. Отец Юрий Маликов - основатель ВИА «Самоцветы», мать Людмила - солистка коллектива.
Дмитрий окончил с отличием Московскую государственную консерваторию по классу фортепиано и композиции. В своем творчестве успешно совмещает эстраду и классику. Как пианист выступал с оркестрами «Виртуозы Москвы», «Солисты Москвы», «Музыка Вива».
С 1988 года становится бессменным лидером советских хит-парадов. Дискография (вместе с переизданиями) составляет около тридцати альбомов. Награжден орденом Дружбы, памятной медалью «70 лет Победы» за активное участие в патриотическом воспитании подрастающего поколения. Отмечен международной премией World Music Awards, радиопремией имени Попова, национальной премией «Овация», премиями «Открытие года», «Певец года» и прочими.
Сыграл главную мужскую роль в фильме Александра Прошкина «Увидеть Париж и умереть».