Русская нота прибалтийского театра

Русская нота прибалтийского театра

В Нижнем в рамках поволжского турне два спектакля показал Рижский русский театр им. М. Чехова, один из старейших в ближнем зарубежье. "Наши латыши" представили публике две комедии - классическую "Женитьбу" в постановке Михаила Бычкова и современную - "Ужин с дураком" режиссера Романа Козака.
На "Ужин…", которым открывались гастроли, пришло много народу. Еще бы! Ведь кроме того, что спектакль поставил Козак, на сцене появлялся и сын известного нижегородским театралам Александра Палееса, который уже несколько десятилетий играет в этом театре.
Спектакль начинался, как это и принято, с декораций. На сцене - выстроенная коробка-квартира, сильно скошенная вниз. Видимо, сценограф Андрис Фрейбергс таким образом хотел передать искаженность всего происходящего. И это ему удалось. Первое время публика завороженно смотрела на странную конструкцию квартиры, пытаясь угадать, как по ней могут передвигаться артисты (а это действительно, наверное, было непросто). Но потом публика к такому положению дел привыкла, как привыкаешь постепенно и к любому дурачеству, хотя бы и к тому, о котором рассказывает пьеса Франсиса Вебера "Ужин с дураком".
Фабула пьесы поначалу тоже кажется простой. Ну, пригласил один человек другого на "ужин дураков", своеобразную ярмарку тщеславия, на которую все собравшиеся по очереди приводят самых "вкусных" жертв. Правда, другой человек о том, куда он может попасть, даже и не догадывается. Но потом-то и выясняется, что на самом деле весь мир - дурашлив и все на свете относительно. Пьеса щемящая, весьма человечная и, как написано еще в программках, в ней звучит очень русская по духу нота. Что да, то да - "русской ноты" в пьесе действительно хватает. Главного героя, зазвавшего "дурака" на ужин, играет Игорь Чернявский, которого нижегородцы знают по фестивалю капустников "Веселая коза". Его гостя Франсуа, очень трогательного добряка - Яков Рафальсон. Их дуэт настолько убедителен, что, кажется, они даже не играют, а проживают на сцене свою историю фарса и печали. Дмитрий Палеес играет в спектакле второстепенного персонажа по имени Шеваль, но за несколько минут пребывания актера на сцене перед зрителями проходит вся жизнь его героя. Вдобавок выясняется, что он еще и обманутый муж.
Но в конце концов все заканчивается хеппи-эндом, как и положено в комедии.
Сразу после спектакля мы заглянули в гримерку к Дмитрию Палеесу.
- Дмитрий Александрович, спектакль нижегородцам очень понравился. А расскажите, чем сейчас живет ваш театр?
- Планов и постановок у нас много. В октябре мы возвращаемся в Ригу. Среди наших зрителей, конечно, больше русскоязычной публики. Многие ведь выросли на поcтановках нашего театра, приводят сейчас сюда своих детей и внуков. Конечно, это приятно.
- Как получилось, что вы уехали из Нижнего?
- Я уезжал из города Горького. Из Нижнего я не уехал бы никогда. Мне вот артисты наши говорят, прогулявшись по вашим улочкам: "О, какой красивый город!" И это так. Он стал краше. Но я уехал в Москву давно, еще в 1976-м. Хотя мне всегда очень нравилось наше театральное училище. Но поступать туда я не мог по одной простой причине - там преподавал мой отец. И я решил уехать. А потом меня пригласили в Ригу.
- Кстати, о вашем отце, известном актере Александре Палеесе. Наверное, он видел ваши театральные работы?
- Да, хотя я уехал из дома еще совсем молодым человеком. Но когда была такая возможность, он, конечно, приходил на мои спектакли.
- В Русском Рижском театре долгое время работал главреж нашего театра драмы Леонид Белявский…
- Да, он и сейчас ставит у нас некоторые спектакли. Хотя ему уже довольно много лет.
- Сейчас вы часто навещаете наш город?
- Стараюсь бывать каждый год. Вот и сейчас я приехал раньше труппы - у отца совсем недавно была година. Меня многое связывает с Нижним. Даже сегодня для меня был не рядовой спектакль, ведь в зале присутствовали Рива Яковлевна Левите и Татьяна Васильевна Цыганкова.
Оксана ЗЕМСКАЯ.

Следите за нашими новостями в удобном формате