Не лишнее Живое слово

Не лишнее Живое слово

В третий раз Международный мультимедийный фестиваль "Живое слово" прошел в Большом Болдине, которое организатор праздника Нина Зверева назвала "родиной русского литературного языка". Задача фестиваля - бороться за жизнь этого языка в современных СМИ.
Поэтическое миссионерство
Узнаваемых медийных лиц в сей раз в Болдине оказалось меньше, чем обычно, зато много было рядовых журналистов со всех концов страны и ближнего зарубежья - от Анапы до Ханты-Мансийска, от Минска до Южно-Сахалинска.
Трудно сказать, насколько этот праздник с чтением стихов Пушкина и пением фестивального гимна, костюмированным представлением и прогулками по усадьбе, внутрикорпоративными дискуссиями и награждением лауреатов конкурса "Живое слово" может способствовать очищению и обогащению русского языка в СМИ. Но если в связи с фестивалем заходит разговор о том, что владеть родной речью почетно, а у журналистской братии и сельских жителей появляется возможность слушать хорошую поэзию, можно сказать, что затеян праздник не напрасно.
Козаков побаивался везти Бродского
На первом фестивале выступал Михаил Козаков - он читал Пушкина. Год назад в Болдино приезжала Алла Демидова с программой поэзии преимущественно Серебряного века. На сей раз на "Живом слове" вновь побывал Михаил Козаков, но уже со спектаклем по стихам Иосифа Бродского "Дуэт для голоса и саксофона" (на саксофоне играл Александр Новиков).
Козаков читает Бродского с нажимом, "изображая" слова, доигрывая смыслы мимикой и жестами, "разжевывая" стих, ломая его первозданную интонацию. С одной стороны, такая манера была немила самому Бродскому, с другой - она помогает понять хитросплетения строк поэта тем слушателям, которые мало с ними знакомы.
Вот что рассказал нам Михаил Михайлович после спектакля:
- Я побаивался везти Бродского - не люблю слово "элитарный", но поэзия его непроста. Хотя я даю этот спектакль почти восемь лет и в России, и за границей. У меня есть еще одна программа по Бродскому - "Ниоткуда с любовью…", где мы играем с Володей Качаном и Настей Модестовой. Пока на обеих программах залы заполнены. Публика, конечно, приходит особая, знающая, на что идет - на сотворчество. Бродский говорил, что читать должен только автор, и еще читатель. Но не актер. Заходил у нас разговор и о Пушкине. Бродский говорил, что в России признают только "первого" поэта, а "второй" уже не нужен, тем более пятнадцатый, а ведь даже у среднего поэта есть интересные стихи. Бродский даже говорил, что Баратынский глубже Пушкина, и я, при всем моем обожании Иосифа Александровича, не мог согласиться.
Актер не умеет пользоваться Интернетом
- Михаил Михайлович, вы участвуете в мультимедийном фестивале "Живое слово". А что, на ваш взгляд, является сегодня главной бедой в СМИ, на телевидении?
- Есть вещи, которые я не могу потерпеть ни на экране, ни в жизни. Например, когда говорят про бриллианты в нищей стране. Средний класс становится все меньше, богатых - все больше, а бедные живут еще беднее. Я вот отношусь к среднему классу. Живу в однокомнатной квартире, но мог бы в двухкомнатной.
- Но какие все-таки СМИ вы предпочитаете?
- Ну вы догадываетесь, что мне 74 года? Интернетом я не умею пользоваться, а что касается ТВ, мне жена сделала подарок - "тарелку", и я прыгаю с канала на канал, как блоха. В первую очередь узнаю, что творится в мире, в политике… Мне кажется, что хорошие программы можно найти на каждом канале. Но иногда идут - даже по "Культуре" - такие плохие наши старые фильмы! И в некоторых играю я… Хотя хорошие тоже, конечно, идут
Ольга ГОРНОВА.

Материал о дискуссиях, прошедших в ходе фестиваля, и итогах конкурса "Живое слово" читайте в ближайших номерах "НН".

Следите за нашими новостями в удобном формате