Ювелирное надувательство

Ювелирное надувательство

И с умом воровать - беды не миновать.
(Русская пословица)

Выбирать адвоката простому обывателю обычно советуют так же, как личного врача или парикмахера. То есть по рекомендации близких, знакомых и друзей. Возможно, это и правильно, да только юриспруденция - настолько тонкое дело, скажем даже ювелирное, что сделанный выбор по такому совету нет-нет, да и даст осечку. Тем более если в вашем судебном разбирательстве фигурируют крупные денежные суммы или есть иной "козырный" интерес. Одной солидной нижегородской ювелирной фирме с адвокатами с самого начала как-то не везло …
Первый защитник
Когда возникла необходимость защиты интересов фирмы в арбитражном суде, ее руководители обратились за советом в юридическую консультацию. Там дежурный адвокат отрекомендовал им некоего Рожкова как опытного юриста в делах подобного рода.
А дело было серьезное, на тот момент даже жизненно важное для компании. Нижегородцам предстояло отсудить здание в центре Йошкар-Олы. Фирма каждый месяц терпела огромные убытки из-за того, что не могла пользоваться этой недвижимостью.
Итак, Рожков был нанят и приступил к своим обязанностям. Однако надежды ювелиров он, увы, не оправдал - адвокат проиграл суд первой инстанции. Учредитель, он же главный акционер фирмы, естественно, был недоволен защитником. Суд второй инстанции (во Владимире) нужно было выиграть во что бы то ни стало. Рожков пообещал найти вместо себя более квалифицированного юриста, который возьмется за дело с полной гарантией положительного результата.
Настоящий полковник
Через свою знакомую, юрисконсульта одной нижегородской организации, Рожков вышел на Андрея Котова. Эта знакомая долгое время знала Котова по работе в сфере недвижимости, не раз консультируя его по различным вопросам.
Рожков и сам раньше пересекался с Котовым по делам. Теперь же он узнал, что Андрей работает в весьма серьезной организации, а именно в Главном управлении Федеральной службы исполнения наказаний в звании полковника. Он также был наслышан, что Котов имел большие связи.
Итак, Котов согласился привести Рожкову блестящего адвоката, однако сразу предупредил, что за такую работу его специалист потребует три миллиона рублей. Было договорено, что в случае провала (а такого быть в принципе не должно!) деньги будут обязательно возвращены.
- Считайте, что дело мы уже выиграли, - сообщил Рожков ювелирам после своей встречи с Котовым.
И хотя названная цена успеха была весьма не малой, нужную сумму главный акционер согласился заплатить, причем "треху" с шестью нулями он отсчитал из своего собственного кармана.
На церемонию передачи миллионов Котов явился не один, а с охраной - все это время в сторонке стоял какой-то мужчина в камуфляжной форме. Через несколько дней Андрей назвал Рожкову имя адвоката и передал все необходимые документы для его оформления как представителя фирмы в суде.
Кстати, Рожков так ни разу и не встретился лично с этим загадочным и всесильным адвокатом. Все бумаги по судебному процессу также передавались через Котова. К тому же Рожков даже не взял с полковника расписку за полученные три миллиона. Вот что значит хорошая рекомендация!
Однако защитник, влетевший ювелирам в копеечку, дело… проиграл. Ошарашенный известием, главный акционер фирмы был в ярости, к тому же на нервной почве у него обострились старые болячки. Он решительно потребовал от хваленого адвоката возврата гонорара. Вот тут-то и выяснилось, что Котов отказывается возвращать деньги, к тому же обнаружилось, что у Рожкова даже нет расписки.
"Отдай миллион!"
Наконец Рожков притащил Котова в офис фирмы. Тот начал заверять, что деньги вернет, но только с отсрочкой. Но руководители даже не стали с ним говорить. На следующий день Рожков отправился прямиком в здание ГУФСИНа на проспекте Гагарина, где Котов задним числом все же написал расписку в получении трех миллионов и обязался их вернуть.
Но время шло, а деньги не возвращались. Теперь Котов "сменил пластинку" и уже утверждал, что никаких миллионов он у Рожкова не брал.
Чтобы найти управу на полковника, Рожков стал действовать через руководство Котова, а также обратился в ФСБ и прокуратуру. В свою очередь Котов написал заявление на Рожкова о якобы заведомо ложном доносе. В конце концов, прокуратура Нижегородского района Нижнего Новгорода возбудила уголовное дело в отношении Котова по статье "Мошенничество, то есть хищение чужого имущества путем обмана и злоупотребления доверием, совершенное в особо крупном размере".
Теперь действующим лицам этой истории предстояло встретиться уже не в арбитраже, а в зале суда по уголовному делу.
"Золотой" адвокат
Тем пресловутым адвокатом-спасителем, проигравшим йошкар-олинский процесс, оказалась женщина, Марина Иванова. Как показала она в суде, заняться арбитражным спором ювелиров ей предложила знакомая, юрист. Через нее же Иванова получала все необходимые документы по процессу. Она же вместе с мужем возила Марину во Владимир на своей машине. Что касается Котова, то этой фамилии Марина не знает. Кстати, адвокат Иванова просветила присутствующих в зале суда о "гонорарной сетке":
- Во-первых, вопросы оплаты нашей работы решаются заведующим адвокатской конторой. Во-вторых, ни о каких миллионных суммах вознаграждения мы никогда не слыхивали. За разовое участие в арбитражном процессе адвокат получает в среднем от 20 до 40 тысяч рублей. Иногда оговаривается, что в случае выигрыша эта сумма немного увеличивается. Кстати, за то самое дело мне до сих пор не был перечислен гонорар на расчетный счет нашей конторы.
Исполнение и наказание
Сам Котов на суде от показаний отказался, так что пришлось зачитывать его слова, сказанные на предварительном следствии. Оказывается, он якобы вообще не слышал о какой-то там ювелирной фирме с ее проблемами и никаких расписок в получении миллионов не писал! Мол, с Рожковым, да, был знаком, но совсем по другому вопросу. Дескать, в свое время он был адвокатом по одному гражданскому делу родственников Котова. Но потом во время процесса, вроде как под давлением, Рожков переметнулся на другую сторону. Впоследствии, по словам Котова, он многократно звонил и требовал какие-то миллионы.
Однако эта позиция Котова (в простонародье называемая "я не я и лошадь не моя") в суде рассыпалась под показаниями многочисленных свидетелей, вещдоков и экспертиз. Во-первых, как все было на самом деле, рассказали те, через кого Котов передавал все документы по делу ювелиров. К тому же его видели в офисе фирмы, куда тот приходил просить об отсрочке. Во-вторых, была расписка, и эксперты установили ее подлинность.
Примечательно, что три миллиона главному акционеру ювелирной фирмы все же были возвращены еще до окончания суда над Котовым.
Таким образом, задумав обманом сорвать большой куш, Котов не смог его безупречно исполнить (к счастью, для ювелирной фирмы).
В итоге 46-летнего Котова (на момент суда он уже не работал в ГУФСИН - вышел на пенсию), человека с доселе не запятнанной судами репутацией, судья признал виновным в мошенничестве и вынес ему приговор - три года колонии общего режима. Приговор прошел кассационную инстанцию, и сейчас Андрей Котов уже отправился на зону отбывать назначенное судом наказание. Возможно, ему, хоть ранее и не судимому, но все же не будет так тяжело в местах не столь отдаленных, ведь по роду своей недавней службы эта система должна быть ему хорошо знакома.
Ольга МАКАРОВА.

Фамилии действующих лиц изменены. Автор благодарит за помощь при работе над материалом кассационный отдел государственных обвинителей прокуратуры Нижегородской области.

Следите за нашими новостями в удобном формате