Карточная система возвращается

Карточная система возвращается

Пассажирам предлагают новый вид оплаты проезда.С сегодняшнего дня социальный проездной билет, которым пользуются льготные категории населения при поездках в городском транспорте, стоит 200 рублей. И тем не менее очереди в пунктах продажи билетов не уменьшились. Не дожидаясь получения денежной компенсации вместе с пенсией, льготники следуют привычными маршрутами к этим пунктам. Все-таки маленькая бумажка с именем владельца и печатью выдавшей организации - это спокойная поездка в любой конец города хоть на автобусе, хоть на трамвае с троллейбусом. И еще она очень здорово экономит деньги льготников. Тех двухсот рублей, что им выдадут на месяц, в лучшем случае хватит на неделю, если платить за проезд каждый раз.
Изменение стоимости социального билета - не последнее новшество, которое ожидает нижегородских пенсионеров и прочих категорий, получающих право на транспортные льготы. Изменится сам облик проездного. Он, возможно, станет пластиковой карточкой, с помощью которой ее владелец будет расплачиваться за свои передвижения в транспорте. Идею эту сейчас прорабатывают в областном департаменте транспорта.
Безналичная революция
Пластиковые карты все стремительнее входят в нашу жизнь, заменяя собой наличные деньги. Правда, пока более привычным является сочетание "банковские пластиковые карты". Их приверженцы утверждают, что они приобретают таким образом широкий набор услуг, достаточно высокий уровень сервиса и комфорта и тем самым подчеркивают свой социальный статус.
Но даже средний класс в нашей стране, по всеобщему мнению, не очень велик, что уж говорить о более богатой прослойке общества. Значит, нужно идти к менее состоятельным слоям населения, чтобы добиться весомого результата.
Нас уже постепенно приучают пользоваться пластиковыми картами. К скидкам при покупке товаров в магазинах все неравнодушны и охотно берут кусочки пластика с магнитной полоской. "Магнитка" подтверждает, что покупатель имеет право на дисконт в данном торговом предприятии.
Нечто подобное предполагается и в проекте областного департамента транспорта. Об этом рассказал исполняющий обязанности директора департамента Евгений Крайнов.
Сейчас транспорт Нижнего Новгорода и области готовится к внедрению автоматизированной системы оплаты проезда. В Москве такое давно практикуется, но нижегородцы хотят "проехать другим путем". Турникеты, загораживающие вход в автобусы, многих из нас пока не устраивают.
Правда, в Москве и кондукторов нечасто увидишь. У нас же не собираются ликвидировать их "как класс". Как показывает практика, собираемость платы за проезд резко повышается при наличии человека, зарплата которого напрямую зависит от того, заплатил пассажир за проезд или нет. Роль кондуктора в автоматизированной системе остается той же, однако вооружен он будет уже не кожаной сумкой на ремне. У него в руках будет портативный терминал, с помощью которого он и будет обилечивать пассажиров.
- Мы считаем, - подчеркивает Евгений Крайнов, - что средства, потраченные на внедрение этой системы, окупятся увеличением доходов в первую очередь автопредприятий и транспорта в целом.
Какое "обилечивание" удобнее?
Чтобы наглядно представить себе, как примерно будет происходить "обилечивание", вспомните пригородные электрички в разгар сезона. Контролеры снисходительно относились к пассажирам, севшим в поезд на полустанках, где нет билетных касс. Им выписывались не штрафы, а выдавались билеты от станции посадки до станции высадки. Бумажные листочки легко вылетали из маленького, с ладонь величиной, кассового аппарата. Подобных устройств нынче предлагается довольно много. И если все вполне справляются с пультом управления телевизора, то освоить нехитрую автоматику мобильного терминала, небольшого по размеру и нетяжелого по весу, тоже не представляется делом невозможным.
Но вот будет ли автобусный, трамвайный или троллейбусный билет в виде бумажного клочка, еще вопрос. Мнения на этот счет существуют разные, и областной департамент транспорта окончательно еще не определился.
- В основу мы все-таки хотим положить пластиковую карточку, - отмечает руководитель департамента. - Она более удобна при обслуживании пассажиров льготных категорий.
То есть входя в автобус, ветеран, например, предъявлять будет не единый социальный проездной билет с пенсионным удостоверением, а только "пластик". По замыслу разработчиков проекта, карточки по-прежнему можно будет приобрести в пунктах продажи проездных за те же самые 200 рублей на месяц. Продлить действие карточки, не покупая новой, очень просто - положи на нее еще те же 200 рублей. Те же самые действия могут осуществлять школьники, студенты, инвалиды…
Какие результаты хотят получить от реализации проекта? В первую очередь ликвидация массивной, затратной системы оплаты проезда в транспорте. Оборот наличных денег если не исчезнет совсем, то сократится основательно. Для руководства транспортных предприятий очень важный момент - оперативное управление финансовыми потоками. Быстро получая информацию о том, сколько денег приходит на счет предприятия, можно так же быстро решать вопросы, как распорядиться ими. А информация, кстати, в автоматизированную систему поступает сразу, как только пассажир приложил свою карточку к мобильному терминалу. И кондуктору в конце смены не надо пересчитывать купюры и мелочь, чтобы подготовить отчет о работе, - достаточно нажать одну кнопочку, и отчет готов.
Транспортникам эта система, где используются пластиковые карточки, важна еще и вот почему. С 1 января будущего года меняются условия компенсации перевозчикам тех убытков, которые он несет из-за льгот определенным категориям граждан.
- Себестоимость единого социального проездного билета в несколько раз больше, чем его продают льготникам, - поясняет Евгений Крайнов. - Даже с учетом сегодняшнего повышения. За 200 рублей, а раньше за 100 ветеран сколько хочет, столько и ездит. Разницу между себестоимостью и ценой реализации, по-другому это называется выпадающие доходы, власть, кем льгота поддерживается, должна вернуть перевозчику. "Пластиковый" вариант позволяет осуществлять четкий учет, сколько льготников проехало, и, следовательно, какие доходы потеряло транспортное предприятие. Больше, чем нужно, оно не получит, но и меньше получить не должно.
Кто будет платить и за что
Проект, по-видимому, призван как-то по-новому объединить нижегородские транспортные предприятия. Нет, структурно они по-прежнему будут относиться к областному или городскому подчинению. Но если пластиковая карта равна единому социальному проездному билету, то терминалы должны быть буквально во всем подвижном составе.
Неизбежно придется решать недешевые организационные моменты: кто будет оплачивать покупку терминалов, платить за изготовление "пластика", разделять финансовые потоки между транспортными предприятиями. Между прочим, пластиковая карточка - не такое уж простое удовольствие, если она с микрочипом, на котором может быть записано множество данных. А именно микрочип хотели бы видеть на карточке те, кто готовит техническое задание для проектантов. Банки, например, за утерю карты обязательно налагают штраф - на сегодня в среднем около тысячи рублей. А как быть пенсионеру или студенту, потерявшему, скажем, в начале или середине месяца проездной "пластик"? Заказывать новый за те же двести рублей?
В рассказе Евгения Крайнова пункт продажи пластиковых карт фигурирует как необходимый атрибут новой системы. Между тем "пластики", где все данные о человеке прописаны, в том числе и его льготы, есть в проекте государственных социальных служб. Новое предложение поступило недавно от главы Сбербанка Германа Грефа. "Банковской картой со встроенным чипом можно расплачиваться по всем платежам, в том числе она включает в себя социальную карту и даже карточки на проезд в автобусах и троллейбусах", - рассказывал он недавно премьер-министру Владимиру Путину. Действительно, единый социальный "пластик" мог бы быть более дешевым в целом, если бы обладал многофункциональностью.
Светлана ИСАКОВА.

Следите за нашими новостями в удобном формате