«Скверный» вопрос - на контроле властей и общественности

«Скверный» вопрос - на контроле властей и общественности

В течение настоящего года Нижний Новгород взял решительный курс на благоустройство, причем, что особенно хорошо, власти не насаждают красоту в приказном порядке, но отталкиваются от коллективного мнения горожан. В рамках федеральной программы «Формирование комфортной городской среды» скверы и скверики, бульвары, площади обретают аккуратный ухоженный вид. Уже подводятся итоги этой работы: некоторые объекты готовы и сданы в эксплуатацию, на иных завершается первая очередь благоустройства. Но и в этой бочке меда имеется ложечка другого вещества.

За мемориал не голосовали 

Речь о сквере между площадью Свободы и оперным театром. Этот сквер был выбран горожанами как объект первоочередного благоустройства в Нижегородском районе. При том что, казалось бы, были проведены все необходимые процедуры слушаний и согласований, едва начались работы, жителей посетило беспокойство. 

Поводы для волнения и впрямь появлялись один за другим. Так, активное благоустройство началось с того, что в сквер лихо заехали бульдозеры, которые между деревьями вырыли самые настоящие траншеи. Одновременно один за другим стали падать высокие тополя. Горожане, разумеется, забили тревогу: слишком свежи в памяти фатальные разрушения, причиненные городу недобросовестными застройщиками, тем более что всего-то несколько лет назад уже приходилось спасать от сноса памятник жертвам 1905 года, расположенный в этом же сквере. К счастью, оказалось, что снесенные деревья были обследованы дендрологами и оказались аварийными: практически все срубленные стволы внутри оказались черными и трухлявыми, в чем каждый мог убедиться лично, потрогав древесный ствол руками. Тут, вздыхая с облегчением, кто-то вспомнил про тополиный пух и про многочисленные вороньи гнезда, и если учесть, что активисты обещают добиться компенсационного озеленения, даже хорошо, что тополей не стало. 

Затем вдруг оказалось, что вдоль вновь прокладываемых дорожек сквера выстроятся памятные гранитные стелы, а рядом с ними встанут гранитные же скамеечки. Что интересно, в проекте, выносившемся на общественное обсуждение, об этом речь не шла. Оригинальное решение, автор которого предпочел сохранить инкогнито, горожане тут же обозначили как «кладбищенская эстетика» и зашумели вновь. Заказчик с подрядчиком дрогнули и отступили. «Выбранный материал, по мнению активных горожан, чересчур усиливает мемориальность сквера. Поэтому принято решение приостановить заказ и установку малых архитектурных форм в виде гранитных стел», - заявили в администрации Нижегородского района. 

Свое неудовольствие «мемориальностью» выразил на встрече с общественными активистами и мэр города Владимир Панов. «Мне проект не нравится - ни как заказчику, ни как человеку», - сказал он.

Отчего получилось так, что обсуждали один проект, а приняли к реализации другой? Градозащитник, председатель Союза попечительских советов нижегородских парков Мария Попова характеризует это как «сбой системы». И действительно: на первой встрече жители района генерировали идеи, на второй эти идеи обсуждались уже будучи включены в проект… а вот третье, итоговое слушание прошло в закрытом режиме.

«Почему невозможно было обсудить итоговый проект до начала его реализации?» - спрашивали горожане. В ответ на это глава Нижегородского района Алексей Мочкаев сослался на непорядочность первого подрядчика, срывы сроков и вынужденные изменения проекта. 

Жители района возвращались к теме и на встрече с мэром 31 октября. Владимир Панов отметил, что глава района держит этот вопрос на контроле, что ему поручено немедленно привести в порядок организацию ремонта и что все желающие могут, не выходя из дома, наблюдать за происходящим в сквере благодаря веб-камере, установленной на доме № 1 по улице Ванеева (камера работает по ссылке nizhraion.nnov.ru).

Сейчас работы завершены, парк законсервирован до весны.

Пруд ушел в небытие


Нынешняя площадь Свободы в Нижегородском районе областного центра сравнительно молода. Ей чуть больше ста лет. Что же раньше было на месте площади Свободы? Да практически ничего…


Когда-то помимо каменного кремля в Нижнем Новгороде имелся земляной оборонительный вал. Его остатки с соответствующим памятным знаком сохранились на улице Пискунова, близ входа во двор консерватории. Но буквально пару веков назад достаточно протяженный оборонительный вал - земляная насыпь, укрепленная частоколом, - проходил, например, по границе города, в том числе вдоль и поверх нынешней улицы Звездинской. Только улицы не было. Вместо променада под липами тянулся глубокий овраг и наличествовали два больших пруда - Дюков и Звездинский. Дюков располагался практически на месте нынешней площади Горького, а наверху Звездинского оврага, почти на кромке, стоял сохранившийся ныне дом, где у своего дальнего родственника чертежника Сергеева служил «в людях» Алеша Пешков. Картинка была, судя по всему, маловдохновляющая: «перед домом распластался грязный овраг, в двух местах его перерезали узкие дамбы. Налево овраг выходит к арестантским ротам, в него сваливают мусор со дворов, и на дне его стоит лужа густой темно-зеленой грязи; направо, в конце оврага, киснет илистый Звездин пруд…».

Итак, еще чуть более ста лет назад Нижний Новгород был изрезан оврагами и испещрен прудами. С появлением в городе ливневой канализации пруды стали мелеть, заболачиваться. Но с введением в быт городского водопровода пруды утратили даже свое противопожарное предназначение и в итоге были засыпаны. Так, пруд при Острожной площади находился на месте здания «Атомэнергопроекта» и проезжей части перед ним. 

Итак, пруд ушел в небытие, острог утратил свое назначение. Формообразующим элементом территории становится новое общественное пространство, являющееся одновременно и променадом, и местом отдыха. 

Когда и как появился сквер на Острожной площади, переименованной в площадь Свободы? 

Глазами эксперта

- Генплан Нижнего Новгорода, датированный 1930 годом, уже предполагает площадь в известных нам границах, - рассказывает доктор архитектуры, профессор кафедры архитектурного проектирования ННГАСУ, советник Российской академии архитектуры и строительных наук по отделению архитектуры, трижды лауреат премии Нижнего Новгорода Ольга Орельская. - Был объявлен конкурс на развитие территории. Ряд архитекторов предлагал застройку ее монументальными зданиями в духе классического наследия. Но в итоге был принят проект Николая Ушакова - молодого выпускника Московского института планировки. Изначально сквер располагался по оси Народного дома и носил партерный характер, то есть был заполнен низкорастущими кустарниками и клумбами, а полноценные деревья были высажены лишь по периметру. Позднее были посажены голубые ели вокруг памятника, который, отметим, имеет историю гораздо более интересную, чем сквер. 

Что касается сегодняшнего дня и реконструкции сквера, вызвавшей столько нареканий, несомненно, что такие проекты должны выноситься на обсуждение и профессионалов, и жителей города. Площади в Нижнем Новгороде - это важные композиционные узлы, и к ним должно быть особое отношение. То, что проекты такого рода формируются келейно, конечно же, неправильно. Должен проводиться конкурс. В Нижнем Новгороде традиционно очень сильная архитектурная школа, а в начале 90-х архитектор Харитонов поднял планку на мировой уровень. Нижегородские зодчие занимают лидирующие позиции в отечественной архитектуре, и для города все-таки надо выбирать лучшее.

Город - это динамическая система, которой свойственно развиваться, меняться и расти. Как именно это будет происходить - в большой степени зависит от ее жителей, предлагающих преобразования и принимающих решения.

Мария Федотова.

Кстати

Так получилось, что корреспондент «НН» познакомилась с Ириной Михайловной Яковлевой - внучкой и семейным летописцем архитектора Александра Яковлева (старшего), автора монумента памяти жертв событий 1905 года в сквере на площади Свободы. Блестяще эрудированный собеседник, Ирина Михайловна рассказала почти детективную историю с гранитными блоками, из которых сложен монумент памяти жертв 1905 года.

- Считается, что эти гранитные блоки сто с лишним лет назад предназначались для постамента другого памятника - Минину и Пожарскому работы Мартоса, призванного украсить главную площадь города. После того как памятник героям 1612 года оказался в Москве, гранитным блокам нашлось другое применение. Эту версию я полагаю наиболее достоверной.

Не так давно прошел слух, что на самом деле эти камни взяты из основания памятника Александру-Освободителю, разрушенному после Октябрьской революции. Но это неверно. Пьедестал этого памятника сейчас находится на кладбище в Марьиной Роще, из него сделали памятник погибшим от ран в госпиталях в Великую Отечественную войну.

Еще одна версия касалась публикации в журнале «Нижегородское краеведение» 1931 года, где сообщалось об акте государственного вандализма, совершенном над фамильным захоронением купцов Рукавишниковых: из красно-коричневого гранита с надгробий власти решили соорудить памятник борцам революции 1905 года. Однако эту версию опроверг известный нижегородский краевед Борис Извеков. Он сообщил, что рассуждения о гранитном склепе Рукавишниковых опровергаются в статье «Мавзолей», опубликованной в газете «Козьма Минин» за 13 апреля 1916 года. Автор статьи пишет, что на кладбище Крестовоздвиженского монастыря воздвигается большой мраморный памятник-мавзолей над прахом нижегородского богача и сетует о несвоевременности такой дорогой постройки в военное время.

Следите за нашими новостями в удобном формате