В Нижнем Новгороде завершился фестиваль уличного искусства «Место». Руководитель феста, всемирно известный нижегородский стрит-художник Никита Nomerz, собрал самых ярких и необычных своих коллег со всей России, и в течение теплого сезона, с мая по октябрь, они вкладывали частичку сердца и души в нижегородские дворы и стены. В итоге серые, обшарпанные, в известной степени неизбежно депрессивные территории большого промышленного города чудесно преобразились.
Джоконда и братская «котлета»
Илья Спиченков, «уличный» художник из Дзержинска, украсил родной город, нарисовав на стене дома № 76 по проспекту Ленина два всемирно известных шедевра: Мону Лизу и портрет Ван Гога. По мнению Ильи, Ван Гог идеально вписывается в местный колорит… а еще их с Джокондой «связывают отношения».
Как признается сам художник, он сделал именно то, чего хотел, и вообще порисовал от души. Дзержинцы тоже довольны и оставляют в соцсетях восторженные комментарии.
Одним из резонансных проектов «Места» стало возвращение на когда-то освоенное место - на опоры Канавинского моста - огромного аллигатора. В 2006 году эффектную фреску выполнила санкт-петербургская команда DS Crew, однако спустя несколько лет во время ремонта переправы произведение исчезло под слоем краски. И вот один из участников DS Crew, Виктор Пузин (Splash), приехал в Нижний Новгород и восстановил историческую рептилию, сделав ее еще масштабнее и выразительнее.
«Котлета» на сленге художников граффити - это вовсе не мясное блюдо, а коллективно созданная огромная шрифтовая композиция. Смешное словечко впервые появилось в обиходе уличных творцов в прошлом году. А в рамках «Места» участники феста соорудили рекордно длинную граффити-котлету из семидесяти знаков, в которой представлены имена почти всех участников проекта.
Благодаря «Месту» заняли свои места в подворотнях улицы Рождественской пять бетонных барельефов: жизнерадостные «Обитатели миллиошки» от владивостокцев «33+1», живший полтысячи лет назад артиллерист Федор Литвич, герои фильма «Жмурки», Алексей Полковник Хрынов, горьковский Барон и нижегородская швея, протягивающая пальто фабрики «Восход» со знаком качества. Художники рассказали, что готовить бетон долго, а вот рисовать приходится быстро, словно работаешь акварелью: материал сохнет моментально. Также гости из Владивостока соорудили «приветствие инопланетянам» на крыше дома на Рождественской, написав очень крупными буквами: «Привет, Верхний».
Великолепных, остроумных произведений масса! Несомненно, что горожане и гости Нижнего будут останавливаться у высокохудожественных, с подтекстами шедевров, с удовольствием рассматривать и фотографироваться на их фоне. Но поспешите: уличное искусство недолговечно. Коммунальщики не дремлют, да и непогода берет свое. Так, во время майского урагана была утрачена фреска вязниковского художника Кирилла Ведерникова «На древних берегах», со стены дома на Алексеевской сорвало утеплительную плитку вместе с былинными богатырями.
Есть опасения, что скоро не станет и «ремарок», расположенных на электрощитах, которые должно периодически и щедро красить. Поэтому - спешите читать и видеть!
Здесь был Чкалов
Улицы исторического центра Нижнего Новгорода невероятно богаты историей. Какой дом ни возьми, в нем непременно происходило что-либо достопамятное: чье-либо рождение, особый визит, а то и убийство. Отчасти об этом сообщают прохожим мемориальные и памятные доски. Недавно в старых районах Нижнего появилось еще три - нет, не аннотационные доски, но ремарки, рассказывающие о трех достаточно известных личностях и связанных с ними событиях.
«Исторические re:марки» - проект пермской арт-группы «Фрукты». Идея проекта была вдохновлена тем, что в Перми напечатали первую советскую почтовую марку. Осмыслив этот факт как художественный прецедент, «Фрукты» создали первую ремарку, перенеся на электрощитовой шкаф изображение почтовой марки, выпущенной в честь работавшего в Перми Бориса Пастернака. Затем рисованные почтовые марки появились в Тульской области, на улицах Москвы (писатель Маяковский), Кирова (основоположник теоретической космонавтики Циолковский), Воронежа, Коломны, а теперь и Нижнего Новгорода.
Одна нижегородская ремарка номиналом в пятиалтынный расположилась на углу улиц Грузинской и Большой Покровской, при стене «красного дома», где раньше располагалась редакция газеты «Нижегородский листок». Так как слово «ремарка» означает «пояснение на полях», рядом со стильным портретом пожилого Алексея Максимовича имеется комментарий, гласящий, что в этой редакции успешно трудился молодой писатель Максим Горький и получал гонораров аж по три копейки за строку.
Другая ремарка заняла свое место на электрощите у дома № 32 по улице Героя Рябцева. На ней изображен летчик Чкалов в каноническом образе, то есть с упрямым выражением лица и в летном шлеме. «В начале XX века в этом районе был 4-й авиапарк, где в 1919 году Валерий Чкалов слесарем аэропланов начал свою карьеру в авиации. Позже здесь был построен авиазавод № 21, шеф-пилотом которого в 1934 - 1938 годах был летчик-испытатель Чкалов», - гласит пояснение. Номинал этой марки - 25 копеек.
Ну и третья ремарка номиналом в шестнадцать копеек появилась рядом с Нижегородским кремлем. На ней изображены Дмитриевская башня, «Метеор» и олень с нижегородского герба, однако в пояснительной надписи не говорится ни об одном из этих общеизвестных символов. Оная сообщает сравнительно малоизвестный и в общем загадочный факт, хотя о нем «НН» уже сообщали. «В 2006 году участник команды «Фрукты» и команда «ШЖ», будучи проездом в Нижнем Новгороде, были задержаны охраной во время прогулки по закрытой части кремля и попали на экскурсию в его подземелье».
Мария Владимирова.