Прерванный полет

Прерванный полет

После отставки из нижегородского "Торпедо" в тренере Владимире Юрзинове недоверия стало больше, чем доверия
На вахте Дворца спорта профсоюзов местный администратор очень удивилась, что я хочу встретиться с главным тренером "Северстали" Владимиром ЮРЗИНОВЫМ. Недоуменно подняв брови вверх, женщина воскликнула: "Как? Это же наш тренер, торпедовский!" Понятно, что неискушенная в нюансах хоккейного хозяйства, она не следит за переходами игроков и тренеров из одного клуба в другой. Ну а то, что Юрзинов у многих по-прежнему ассоциируется с нижегородским "Торпедо", не удивительно. Эту команду он вывел в суперлигу, с нею пытался штурмовать высоты плей-офф. Но в начале декабря прошлого года во время очередного выезда тренер был уволен и с тех пор в Нижний Новгород не заглядывал. Возвращение Юрзинова-младшего на берега Волги состоялось почти через год, когда его нынешняя команда - череповецкая "Северсталь" - приехала играть против "Торпедо".
Только приятные воспоминания
- Владимир Владимирович, о чем подумали в первую очередь, снова оказавшись в Нижнем Новгороде?
- Испытал некое чувство ностальгии, что ли. Успел накануне матча прогуляться по Покровке. Красивый город, да еще в прекрасную солнечную погоду… В общем, я постарался сохранить в памяти только приятные воспоминания от пребывания в Нижнем, потому что именно положительные эмоции дают дополнительные душевные силы, необходимые для работы в новом чемпионате.
- То есть Нижний Новгород не пополнил список городов, о которых вы даже не хотите вспоминать?
- Давайте не будем увязывать Нижний Новгород с другими городами, а просто скажем: наверное, мне не хотелось покидать Нижний Новгород.
- Для вас действительно стало неожиданностью то, что снимут с должности прямо во время поездки?
- Да, причем неприятной неожиданностью. Конечно, бывают в жизни разные обстоятельства. Но, считаю, в тот момент никаких "обстоятельств" не было! Была объективная причина спада в игре команды - травма голкипера Салфицки и то, что не смог на должном уровне сыграть наш второй вратарь Царев. Нам нужно было в период дозаявки взять нового вратаря и еще одного защитника, и все бы наладилось. Уверен, мы заняли бы нормальное место - в плей-офф. Прошлогодний уход из "Торпедо" принес определенное разочарование в моральном плане, потому что вера тоже имеет свои пределы. Скажем так, недоверия во мне стало больше, чем доверия. Наверное, после этого чаша весов переполнилась, к сожалению. К моему сожалению, потому что я, как Ландау, стараюсь жить по Солнечным часам, а эта отставка оставила даже больше, чем неприятный осадок. Особенно учитывая то, что была идея трехлетнего проекта: с командой провели блестящий сезон и вышли в суперлигу, в новом сезоне должны были усилиться… Мне это напоминает прерванный полет. Тем не менее еще раз повторю, о Нижнем Новгороде у меня остались прежде всего хорошие воспоминания о доброжелательном отношении к команде со стороны болельщиков и о людях, с которыми мне довелось работать в нижегородском клубе.
Выполнил сразу две задачи
- Приглашение в "Северсталь" тоже можно назвать неожиданностью?
- Нет. У меня было несколько предложений, и какое-то время я думал, не принимал решения. Конечно, было очень сложно после, не побоюсь этого слова, любимой команды попасть в совершенно другой мир, в другой коллектив. Признаюсь, психологическая адаптация заняла достаточно долгий период, и хорошо, что мы с ребятами в "Северстали" нашли возможность выработать свою игру и, я считаю, достойно выступить, обыграв "Химик" в первом круге плей-офф.
- Руководство осталось довольно результатом команды по итогам сезона?
- Да, перед нами ставилась задача попасть в восьмерку. Так что мне, получается, удалось выполнить сразу две задачи: и в Нижнем Новгороде остаться в зоне плей-офф (Юрзинов был отправлен в отставку, когда "Торпедо" занимало 16-е место. - Н.Ш.), и в Череповце. (Улыбается.)
- В составе "Северстали" есть несколько хоккеистов, которые играли у вас в "Торпедо". Вы просто помогли им с трудоустройством в трудную минуту или видите в них игроков, способных обеспечить поставленный перед командой результат?
- Каждый тренер оценивает игроков по-разному, и это совершенно нормально. Но в отношении нападающего Зевахина и защитника Кагайкина могу сказать, что этих игроков я знаю дольше, чем нынешний главный тренер "Торпедо". Женя Попихин просто недостаточно времени с ними работал. Но в данный момент это обстоятельство сыграло мне на руку. Эти ребята в "Торпедо" были у меня на ведущих ролях, я им доверял и поэтому с удовольствием пригласил в свою нынешнюю команду. В первую очередь взял их из-за их характера: они оба бойцы до мозга костей! С удовольствием забрал бы еще Потапова и Варнакова, и, если у меня когда-нибудь появится такая возможность, приглашу их в свою команду, где бы ни работал.
- Если оглянуться на тот период, который вы провели в "Торпедо", то какой главный урок отсюда извлекли?
- Урок? То, что не имена играют в хоккей, а характеры. Ребята, обладающие сильным характером, при огромном желании, стремлении и самоотдаче могут достичь высокого уровня игры. Не надо делить игроков на перспективных и бесперспективных. Скорее, есть игроки с характером и без характера.
- Поскольку "Северсталь" не совсем удачно стартовала в новом сезоне, можно узнать, предоставило ли руководство клуба вам своеобразный карт-бланш?
- Пока в лиге не будет гарантированных контрактов для тренеров, все эти карт-бланши останутся пустым звуком. Вот когда с тренером начнут заключать гарантированный контракт, скажем, на три года, тогда руководство клуба еще сильно подумает, увольнять ли тренера в первый год после трех проигранных матчей и платить при этот неустойку за все три года. Тренер должен быть защищен. Я думаю, этой проблемой тоже надо заниматься. Но пока Континентальная лига подобных гарантий не обеспечивает, надо верить в себя, свою работу и команду, и тогда будет результат.
Финляндия - это хорошая дача
- Перебравшись работать в Россию, вы вынуждены жить отдельно от семьи. Понятно, когда, придя в ярославский "Локомотив", вы еще не знали, останетесь здесь или нет. Но сейчас, когда в российском чемпионате у вас есть определенные перспективы, не пора ли перевезти жену и дочь в Россию?
- Прежде всего скажу, что я не планирую жить за границей. Просто есть некоторые обстоятельства, которые заставляют моих близких пока оставаться в Финляндии (это связано со школой дочери). Финляндия - это хорошая дача, но не больше, потому что сам я коренной москвич (и мой отец, и мой дед родились в Москве). И, честно говоря, никогда не собирался отрываться ни от своего города, ни от своей страны. Так что мы все равно вернемся домой. С тренерской работой тоже не собираюсь заканчивать - поработаю лет до 55.
- Судя по отцу, можете и дольше задержаться. Тренерские гены у вас сильные.
- Мне повезло: все 16 лет тренерской карьеры каждое лето я начинал с командой предсезонные сборы. Конечно, иногда устаешь и хочется на все плюнуть. Но проходит один - два месяца, и этот самый тренерский адреналин зажигает тебя снова и снова. Это, наверное, как зависимость от курения. Хотя мне, к счастью, четыре месяца назад удалось с этой привычкой расстаться. (Улыбается.) Причем бросили курить мы всем тренерским коллективом.
- А как же теперь снимаете послематчевые стрессы?
- Алкоголем никогда не увлекался. Ходьба, прогулки, плюс появилось новое интересное увлечение. По совету хорошего друга начал собирать каменные шары. Чароит, малахит, аметист…
- Камни действительно успокаивают?
- Скорее, это просто своеобразное переключение на что-то другое взамен курения. Кто-то любит лошадей, кто-то увлекается коллекционированием марок. Мне нравятся театр, рыбалка и теперь вот камни.
Взяла интервью Нина ШУМИЛОВА.

Крупный план
Владимир ЮРЗИНОВ. Родился 26 марта 1965 года. Выступал за команды "Латвияс Берзс" (Рига), "Динамо-2" (Москва), "Сокол" (Новочебоксарск). В 1989 году окончил Латвийский государственный институт физкультуры. Работал в Госкомспорте СССР, в московском коммерческом банке. С 1992 года начал тренерскую карьеру в качестве помощника главного тренера "Динамо-2". В 1993 году отправился в Финляндию, где был главным тренером юниорской команды ТПС (Турку), "Киекко-67" (Турку), "Ильвес" (Тампере), "Эссет" (Пори). В 2001 году вернулся в Россию, где работал в тренерском корпусе "Локомотива" (Ярославль), "Химика" (Воскресенск), "Сибири" (Новосибирск), "Торпедо" (Нижний Новгород). С ноября 2007 года стал главным тренером "Северстали" (Череповец).


Следите за нашими новостями в удобном формате