Один за другим мелькали фестивальные вечера «Болдинской осени», удивляя зрителей, оставляя незабываемые впечатления и принося новые знакомства. Для счастливцев, которые провели великолепный вечер с «Пиковой дамой» 17 ноября, играли и пели приезжие гости; впрочем, с Германом - заслуженным артистом России, солистом Большого театра Романом Муравицким нижегородская публика уже знакома. Что до Лизы - Зои Церериной, то на нижегородскую сцену она еще не выходила, зато заканчивала Нижегородскую консерваторию и с тех пор стала самой настоящей оперной звездой, которую знают и на столичных сценах, и за рубежом.
Прелесть в том, что Герман и Лиза получились не очень обычными, не слишком привычными. Певица продемонстрировала широкий эмоциональный диапазон, из благовоспитанной девицы высшего света превратившись во влюбленную и почти святую преступницу, а затем - в обманутую, глубоко уязвленную женщину. Герман, слегка взъерошенный и увлеченный, обладал эдакой симпатичной сумасшедшинкой и огоньком в глазах, который, впрочем, в нужный момент разгорелся фанатичным пламенем idee fixe трех карт. Повинуясь волшебной палочке дирижера Большого театра Алексея Богорада, спектакль прошел цельно, в хорошем темпе, с грамотно расставленными акцентами и яркими крупными планами массовых сцен.
То, что спектакль получится не просто очень удачным, но еще и по-настоящему интересным, стало ясно уже на репетиции. И не случайно за день до триумфального выступления корреспондент «НН» заглянула в гримерку к певице Зое Церериной - расспросить ее о былом, настоящем и будущем.
Куда подевали люстру?
- Зоя, как развивалась ваша карьера после консерватории?
- Практически сразу после окончания Нижегородской консерватории меня взяли солисткой в театр «Санктъ-Петербургъ Опера», где я проработала пять сезонов. Было много ролей, но потом появились другие предложения, и так как в театрах не очень-то любят отпускать солистов на проекты, с театром не связанные, пришлось покинуть труппу и выбрать театр с более свободным творческим графиком. С тех пор и по сей день моя трудовая книжка лежит в казанской опере: спектаклей с моим участием там идет не слишком много, и это дает возможность ездить и жить там, где ты хочешь.
Три года назад я перешла из меццо-сопрано в сопрано драматическое, и это стало переломным моментом в карьере.
- Через пятнадцать лет успешной работы сменить голос - как это возможно?
- Не исключено, что я пропела бы всю жизнь своим меццо, но время от времени люди знающие говорили, что у меня другой голос. Взялась за дело всерьез после того, как на прослушивании в Мариинский театр мне сказали, что если я переучусь на сопрано, то откроются более интересные творческие перспективы. И действительно, сразу появилось много контрактов, мной стали активно интересоваться агентства: драматические сопрано востребованы. Так что я перешла в другой репертуар и сразу взялась за сложные партии.
Кстати, когда-то, на пятом курсе, я прослушивалась в Нижегородский оперный театр и понравилась, хотя меня не взяли - меццо-сопрано тогда в труппе было достаточно.
- Вы давно не были в Нижнем Новгороде. С какими чувствами вернулись в город, где провели пять лет, получая высшее образование?
- Я очень рада, что меня пригласили в этот замечательный театр на «Болдинскую осень»… и в Нижний Новгород. Я приехала сюда с необыкновенным трепетом! Другой вопрос, что не могу здесь почти ничего узнать. Очень изменился и вокзал, и многие улицы, а когда я подошла к консерватории, то первым делом подумала: боже мой, неужели она всегда была такая крошечная? Это здание всегда казалось мне просторным! Дворик консерватории, парк, набережная - все вдруг стало словно игрушечным, и я испытала невероятную ностальгию по временам учебы.
Придется полюбить!
- Ваши героини - глубоко страдающие женщины с драматической, трагической даже судьбой. На их фоне странно видеть Лизу, которая привычно считается нежной пострадавшей дамочкой. Но вы и ее трактуете чрезвычайно драматично.
- Мой эталон Лизы - то, как ее исполняет Тамара Милашкина. Если разобраться, Лиза вовсе не такая бедная-несчастная, забитая воспитанница Графини, она довольно-таки смелая девушка и решения принимает очень даже серьезные: отвергла хорошего жениха, не побоялась отношений с Германом… Для этого, конечно, необходимо иметь характер!
- Как вам работается в тандеме с Романом Муравицким, исполняющим роль Германа?
- Прекрасно! Это роскошный профессионал, сразу чувствуется, что он очень опытный актер, великолепно отыгрывающий мизансцены, и у нас с ним просто образцовые взаимоотношения. Он отличается от других Германов, с которыми мне доводилось петь: Роман мягче, трепетнее, и его Германа действительно можно горячо полюбить. Очень приятный партнер!
- А для достоверности происходящего на сцене: насколько желательно Лизе полюбить Германа, хотя бы отчасти прожить это чувство?
- Да, это важно… Два дня назад я вернулась с гастролей по Голландии, где пятнадцать раз кряду спела титульную партию в «Тоске». У меня было двое разных по характеру и темпераменту Каварадосси…
- …и ради каждого из них вы были готовы пойти на все?
- Приходилось! Конечно, важно, когда партнер, с которым вы на сцене близки, тебе импонирует и вне сцены. Тогда игра получается особенно правдоподобной, ведь от публики ничего не скроешь.
- Ваш супруг Александр Тихончук тоже оперный певец. Как сложился семейный дуэт? Считается, что в союзе творческих людей неизбежны споры и даже ссоры.
- Наш семейный дуэт сложился вполне удачно. Хотя без споров не обходится. Певцы - люди весьма темпераментные! Мы вместе успели поработать в «Санктъ-Петербургъ Опера»: например, в «Евгении Онегине» он пел Ленского, а я Ольгу, в «Пиковой даме» он пел Германа, я - Полину. Мы спели множество удачных дуэтов в концертах. Сожалею, что не вышли вместе например в «Тоске» или «Турандот» - это было бы интересно. Как у Милашкиной с Атлантовым чудесный дуэт в «Пиковой даме», в «Отелло»; или Аланья с Георгиу в «Тоске»: как они чувствуют, какие у них взаимоотношения на сцене! У мужа и жены на сцене может получиться очень интересный творческий тандем!
- Как сейчас вам живется?
- Сейчас особенно хорошо! Живем мы то в Санкт-Петербурге, то в Париже и всюду, где приходится работать, - в разных городах и странах. В моем репертуаре много главных, титульных партий, поступает масса интересных творческих предложений. В 2019 году меня ждет участие в постановке «Фиделио» в Бонне; я приглашена на титульную роль в «Чио-Чио-сан». Готовлюсь к поездке на Глайндборнский оперный фестиваль в Англии под управлением дирижера Робина Тиччати, где я исполню партию Заморской княжны в «Русалке» Дворжака, потом запланирована работа в этом спектакле в течение лета, а осенью - выступление с Берлинским симфоническим оркестром. Словом, только и успеваю листать клавиры и учить, так что последние три года просто блаженствую.
- Тогда не могу не спросить о капризах, которые обязаны быть у каждой уважающей себя оперной дивы…
- Да, да! Капризы! Иногда покапризничать очень хочется! Но я себе этого не могу позволить (смеется).
Справка «НН»
Оперная певица, лауреат международных конкурсов Зоя Церерина родилась 28 сентября в Гусь-Хрустальном.
Окончила Нижегородскую государственной консерватории им. М.И.Глинки (класс доцента Светланы Лившиной).
После консерватории занималась с коучами Марко Боэми, Ириной Соболевой, Анной Рахман, Давидом Абрамовицем, участвовала в мастер-классах Ренаты Скотто, Иляны Котрубаш, Елены Образцовой, Владимира Атлантова.
В репертуаре: Лиза («Пиковая дама», Казанская опера), Турандот («Турандот», Bonn Opera House, Урал опера), Мадлен де Куаньи («Андре Шенье», театр Арриага в Бильбао), Абигайль («Набукко», Казанская опера), Леонора («Трубадур», Казанская опера), Тоска («Тоска», Приморская сцена Мариинского театра), Кармен («Кармен», Казанская опера), Амнерис («Аида», Казанская опера).
Солистка Татарского театра оперы и балета им. М.Джалиля.
Мария Федотова. Фото из личного архива Зои Церериной.