Драма за ширмой

Драма за ширмой

Нижегородскую оперу украсил новый шедевр. В Нижегородском государственном академическом театре оперы и балета имени А.С. Пушкина состоялась премьера новой постановки, пятой по счету (ранее спектакль ставили в 1936, 1948, 1951 и 1972 годах), оперы "Мадам Баттерфляй" итальянского композитора Джакомо Пуччини. Спектакль поставили дирижер Евгений Шейко, санкт-петербуржцы режиссер Вадим Милков и художник Иван Совлачков, а также главный хормейстер театра Эдуард Пастухов.
Пуччини написал эту замечательную оперу под впечатлением от просмотра инсценировки одноименной пьесы. Пораженный драматической историей японской девушки, купленной американским офицером и с легкостью им покинутой, Пуччини отправился за кулисы к автору и решительно потребовал, чтобы тот "уступил" ему сюжет драмы...
Между прочим, эта печальная история имеет под собой совершенно реальную основу. В Нагасаки по сей день сохранился домик, где жила Чио-Чио-сан - японка из обедневшей знатной семьи, всем сердцем полюбившая заезжего американского моряка, от которого родила сына, но затем лишилась и возлюбленного (он уехал в Штаты), и сына (отец забрал его с собой).
В новой версии американско-японской драмы на сцене нижегородской оперы, с одной стороны, все лаконично: сюжет распределен между квартетом действующих лиц. Это собственно японская гейша Чио-Чио-сан, ее американский "муж" Пинкертон, консул Шарплес и служанка Чио-Чио-сан Судзуки. С другой стороны, лаконичность характерна и для японской эстетики, где принято восхищаться не пышным букетом, а одиноким лепестком. "Фишка" спектакля - черно-белые ширмы: способные раздвигаться, словно двери, ведущие в альков, распахиваться, словно одежды, скрывающие сокровенное. Они то полностью открывают площадку для действия, то превращаются в подобие джунглей (и из "зарослей" выглядывают глумящиеся лица) или же становятся поэтической до невероятности, грустной рощей…
Американцы кладут ноги на стол, пьют виски из фужеров для шампанского и свято чтут американский флаг и гимн, а консул так и вовсе одет в пошитую из родного флага рубашечку. Колоритно одетые и причесанные японцы больше упирают на традиции и культы предков. В музыке - чередование американских мотивчиков с характерными мелодиями, в просторечии именуемыми "китайской музыкой". Хотя, конечно, над всей национальной конкретикой царит изумительной красоты и чувственности музыка Пуччини, прекрасно исполняемая оркестром. Контраст этносов - вот на что сделал ставку режиссер.
"Типичная для Пуччини тема трагической судьбы женщины в "Мадам Баттерфляй" получила новую этическую и социальную окраску, - говорит Вадим Милков. - В опере отчетливо звучит тема расового превосходства "белого человека" над экзотическим, загадочным и хрупким миром Востока. Трагедия Чио-Чио-сан развертывается в атмосфере столкновения двух культур".
Янки, "срывающий цветки где только можно", неосмотрительно зажимает в кулаке мадам Мотылек, и ее век, как и полагается у бабочек, оказывается недолгим. Дуэт Чио-Чио-сан - Пинкертон составлен, если так можно выразиться, из актеров различной весовой категории: Елена Мосолова - опытнейшая оперная актриса, заслуженная артистка России, а вот Павел Полянинов, артист с большим будущим, поет в театре лишь третий сезон. Случайно или нет, но контраст между легкомысленным красавцем-мужчиной и загадочной мудрой женщиной получился очень органичный. Однако актриса не просто сумела продержать зал в напряжении в течение всего спектакля: она заставила зрителей плакать.
Интересно, что несколько лет назад в Японии было создано "продолжение" "Мадам Баттерфляй", сюжет которого, безусловно, возмутил многих японцев. Юки - сын Пинкертона и Чио-Чио-сан - остается в Японии, а затем отправляется в США, где страстно влюбляется в некую Марию - дочь Пинкертона. Тот, не зная о происхождении Юки, противится связи Марии с Юки и однажды в порыве гнева убивает его. Затем, само собой, узнает, что убил собственного сына, и убивает себя...
Кстати, через три недели в оперном театре пройдет мини-фестиваль, посвященный 150-летию со дня рождения Джакомо Пуччини. В его программе - большая оперная триада: "Богема" (22 октября), "Тоска" (24 октября) и "Мадам Баттерфляй" (26 октября).
Мария ФЕДОТОВА.

Следите за нашими новостями в удобном формате