Давно пора

Давно пора

На прошлой неделе стоимость доллара скатилась вниз до 26 рублей и 68 копеек. Наконец-то и до него дошла очередь. И вот уже Его надменное и спесивое Величество всем существом почувствовало, как уплывает из-под ног почва и как начинает постепенно улетучиваться былое к нему доверие многих стран и народов.
Однако удивляют не столько пошатнувшиеся устои властелина и диктатора, сколько то, как долго и терпеливо подавляющая часть планеты стояла перед ним в подобострастно унизительном положении. Хотя все знали, что триллионы долларов, блуждающих по всему свету, не обеспечены товарной массой и на поверку являются пустой бумажкой. Типа нашего ваучера. Но велика сила внушения, она не знает пределов, и потому «полуголый король» столько лет держал в жесткой зависимости государства и целые континенты, навязывая свою волю, прихоти и капризы.
В эпоху полного забвения прежних приоритетов доллар и в России быстро нашел своих ярых приверженцев, сделавших из него святыню, культ поклонения и трепетного почитания. В то время как рубль, наша денежная единица, даже на правительственном уровне не удостаивался нужного внимания и упорно вытеснялся на задворки жизни. Многим казалось, что страна вот-вот перейдет на доллар, а рубль если и будут когда упоминать, то только по принуждению. Ведь не от избытка остроумия ему приклеили оскорбительный ярлык – «деревянный», не просто так сравнивали с «мусором» и «стружками». Это была хорошо продуманная политика дискредитации российской валюты.
И она не прошла бесплодно. Она достигла намеченной цели. Молодежь, не успевшая «встать на крыло», уже смотрит на доллар с обостренным чувством вожделения, видя в нем предел своих мечтаний, прямую связь к роскоши и райской жизни. И многим совершенно безразлично, как обзавестись этой «зеленью», как завладеть ею, - праведным ли путем или криминальным. Это похоже на помешательство, на потерю трезвого рассудка и самообладания. Отсюда и тысячи фактов преступления, тысячи исковерканных и загубленных судеб.
Не будучи никем приглашенным, не имея официального статуса и признания, доллар вступил на территорию России, как на покоренную землю, и, вольготно разместившись на необозримых просторах, зажил припеваючи, в свое удовольствие. Попирая вековые традиции и каноны, насаждая безнравственность и возбуждая в людях алчность, он легко подмял по себя рубль - нашу национальную валюту, без особой натуги обесценил его и тем самым начал преднамеренно подтачивать и ослаблять финансовую и экономическую основу государства Российского. И хотя эта преднамеренность была видна невооруженным глазом, никто не забил тревогу, не высказал строгого осуждения или укоризны. Ни министры-государственники, ни политики-законотворцы. Словно по команде, все они в почтительном поклоне согнули перед ним спины, и чуждую нам валюту приняли с нескрываемой радостью и в смиренной покорности. И этим своим благоволием предоставили доллару режим наибольшего благоприятствования. В ущерб своей стране.
Тенденцию и конъюктуру рынка с чуткость барометра уловили и нижегородские торговые фирмы и супермаркеты. И мигом перестроились на новый лад. И стал для них доллар светом в окошке. Теперь на ценниках к товару, вместо рублей, всюду красуются ненавистные народу «у.е.». И ломают люди голову над вопросом: «Что у нас творится, почему в своей стране я словно иностранец?»
Необъяснимую роль по отношению к доллару избрали и журналисты самых разных направлений. Во многих газетных публикациях есть вроде бы все, и нет ничего. И простодушный читатель не может сориентироваться в нашем времени, полном ненависти и крови, не способен хоть чуточку приподняться над горестями жизни. Недавно попала мне в руки газета, затронувшая тему долларовой экспансии в России. Но эту серьезную проблему автор публикации рассматривает с обескураживающих позиций, свойственных разве что человеку, случайно занесенному ветром в нашу страну и не питающего к ней горячих симпатий. И потому получается у него все шиворот-навыворот.
Говоря о рубле, не скрывает едкой иронии, но стоит заикнуться о долларе, как тут же вспыхивает огнем восторга. Но поскольку тема глубоко не продумана, быстро запутывается в дебрях, а ударившись в философию, вообще видит «нашу исконную национальную особенность в пренебрежительном отношении к деньгам». И свою точку зрения пытается подкрепить фактами легковесными, бездоказательными и неправдоподобными. Цитирую. «Достаточно взглянуть на пол маршрутки, каких монеток там только не валяется! Но даже рубли, как правило, люди не поднимают… особенно если грязные. Что уж говорить о прочей мелочи. Брезгуют, не замечают, не хотят видеть. Разве только пятирублевик этот еще может заставить пассажира согнуться».
Это в каком же благостном сне приснилась автору подобная картина? И на каком маршруте «брезгливые» пассажиры топчат пол, усеянный разменной монетой? Ничего подобного нет в природе сегодняшней обнищавшей России с тысячами бомжей, беспризорников и голодных стариков. Зачем же наводить тень на плетень? Но этот мечтательный расчет нужен для того, чтобы лишний раз оголить и кинуть в грязь русский рубль. А попутно навязать читателю мысль, что доллар в любом виде – неизмеримая величина и драгоценность. Им не станут «устилать» полы автобусов, его обожествляют.
Увлекшись контрастами, автор и не замечает, как ускользает от него полемическая мысль, и все сводится к обычному обывательскому брюзжанию и суесловию. К тому же весьма странным выглядит и вдруг возникшее желание моего невольного оппонента представить русского человека этаким бессребреником, напрочь лишенным корысти и алчности. Но образцово-показательный тип под толстым слоем лакировки противоречит истине. Мы – русские, как и все двуногие существа, вовсе не прочь пожить в роскоши и богатстве. А почему бы нет? И в то же время, лучше многих знаем истинную цену деньгам. Вспомните монаха Варлаама в драме Пушкина «Борис Годунов». «Ныне христиане стали скупы, деньгу любят, деньгу прячут. Мало богу дают. Все пустилися в торги, в мытарства: думают о мирском богатстве, не о спасении души. Ходишь, ходишь; молишь, молишь; иногда в три дни трех полушек не вымолешь».
Вот так-то. Или возьмем несколько строк из «Руслана и Людмилы»: «Там царь Кащей над златом чахнет, там русский дух, там Русью пахнет».
И здесь царь в плену богатства. Но русских с младых ногтей учили уважительному отношению к деньгам. И народный фольклор не сам по себе возник, не ради потехи и зубоскальства. В каждой присказке чувствуется назидательная суть: «Кто копейку не поднимет, ото сам гроша не стоит». «Трудовая копейка рубль бережет». И так далее. А оказавшуюся под ногами мелочь может топтать какой-нибудь самодур в подпитии, тогда как народ считает «ближнюю копеечку дороже дальнего рубля».
И уж совсем нелепо звучит утверждение автора: «с каким пренебрежением берут таможенные чиновники в лапу. Нехотя так, даже брезгливо… Мол, не сумма взятки (разумеется, в долларах и с четырьмя - пятью нулями на конце) – главная их стоимость, а та должность, которую они занимают. Связи - вот это до сих пор не потускневшие реальные ценности. А что деньги? Солить их что ли?»
Ну если этим ребятам деньги нужны только на засолку, тогда для какой, спрашивается, надобности им потребовались связи и должности? Ведь беря взятки, а тем более в «долларах с четырьмя - пятью нулями на конце», они крепко рискуют попасть на жесткие нары. И лишиться всего, что нажито путем афер и мошенничества. В том числе и свободы. И непременно связей и должностей.
Странные пошли нынче таможенники. И уже не сразу поймешь, что их стимулирует, к чему они, в итоге, стремятся.
Увлекаясь «мелкой философией на глубоких местах», автор корреспонденции, морщась, снова и снова подчеркивает свое глубокое неверие в рубль, чтобы с еще большей убедительностью выразить неравнодушие и пристрастие к «зелени». Читайте. «Ну а к доллару – сколько он не падай - будем продолжать относиться с уважением. Потому что баксы для нас – не совсем деньги. Символ чего-то неясного, непознанного, потустороннего. Так неясен и не познан тот мир, который мы называем Западом.»
Возможно, произнося эти красивости, автор не лукавит: и «баксы», и «Запад» для него действительно «потусторонний мир!», закрытая книга. Но тогда и говорить надо исключительно от своего имени. И не привлекать в сообщники остальной народ. Он, благодарение Богу, живет не за «железным занавесом», и его не удивишь открытием Америки. Помня, что каждое слово не зря молвится, скажу так: финансовая независимость для любого государства – вопрос первостепенной важности, равносильный гамлетовской категоричности «быть или не быть?». И рассматривать его предвзято, с обывательской колокольни, – сверх упрощения. Мягко говоря.
А то, что доллар почувствовал «легкую дрожь в ногах», может только радовать, это хорошее предзнаменование.

Николай Симаков,

публицист.

Следите за нашими новостями в удобном формате